Події

Через 10 дней после начала работы экспертов с трупом, найденным в тараще, пробы для проведения анализа днк у родственников гонгадзе все еще не взяты

0:00 1 грудня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Рядом с найденной в Тараще головой найдено и женское тело?

Оказывается, неподалеку от найденной в Тараще головы, о которой сообщал журналистам Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько, было обнаружено и… женское тело. Несмотря на то, что голова была отчленена, ее принадлежность телу практически не вызывает сомнений у судебно-медицинских экспертов, не пожелавших обнародовать свои имена. В ЦОС ГУ МВД Украины в Киевской области информацию о том, что тело было женским, не подтвердили, ничего более не уточняя. Вообще-то в связи с первой страшной таращанской находкой (напомним, что в лесу вблизи этого города Киевской области было найдено обезглавленное тело, в котором близкие и товарищи признали тело пропавшего более двух месяцев назад журналиста Георгия Гонгадзе) все судмедэксперты страны обиделись на журналистов, усомнившихся в их незаангажированности и предложивших провести идентификацию трупа… американским экспертам. Да так, что отказываются разговаривать с нашим братом даже на нейтральные (теоретические) темы. А жаль! Потому что нам хотелось бы получить официальный комментарий по нескольким вопросам. В частности, правда ли, что раньше судмедэкспертизе официально выделялись на идентификацию трупа три дня, а теперь (видимо, в связи с расширившимися возможностями науки) месяц? Правда ли, что полимеразная цепная реакция, лежащая в основе определения ДНК, идет всего три часа? Ответ на второй вопрос нам удалось получить у ученых, первый завис без ответа.

Чтобы снять «отпечатки пальцев» у ДНК, нужно около месяца

О том, как проводится сравнительный анализ ДНК, каким образом ученым удается установить отцовство или идентифицировать личность, «ФАКТАМ» согласилась рассказать кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии и генетики Национальной Академии наук Украины Людмила Лившиц:

-- В процессе структурных исследований ДНК в геноме человека были обнаружены повторяющиеся последовательности, передающиеся по наследству, при сравнении которых и можно было бы установить родство и, соответственно, личность человека. Этот метод был открыт в середине 80-х годов в Великобритании ученым Лейстерского университета Алексом Джефферизом, и сейчас он известен под названием ДНКфингерпринт (геномная дактилоскопия). Открытие Джеффериза стали использовать в криминалистике для идентификации личности. Все сводилось к тому, что анализ фрагмента ДНК, выделенного из «биологических следов» (кровь, сперма, слюна, волос и т. д. ), оставленных на месте преступления, сравнивался с анализом ДНК конкретного человека.

Параллельно с открытием фингерпринта американский ученый Сайки изобрел в 1985 году метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), которая давала возможность в тысячи раз умножить повторяющиеся фрагменты ДНК в геноме человека и впоследствии визуально анализировать их. Данное открытие было очень удобно с точки зрения криминалистов. ПЦР позволяет работать с очень маленьким количеством ДНК -- буквально с одной молекулой. Если в процессе анализа выясняется, что генетические варианты идентифицируемого человека совпадают с вариантами его предполагаемых родственников, то данные результаты проверяются на предмет случайного совпадения в базе данных популяционных исследований разных регионов Украины, собранных нашим институтом.

Статистический анализ проходит до тех пор, пока вероятность случайного совпадения будет намного меньше 1 процента. То есть вероятность подтверждения экспертизы ДНК-фрагментов должна быть выше 99 процентов. Если кто-то скажет, что может определить личность или родство с точностью до 100 процентов, это будет явной ложью.

Технологически весь этот процесс проходит следующим образом: вы берете материал, из которого будет сделан анализ (кровь, слюна… ) Известны случаи, когда ДНК извлекалась из человеческих костей, которым было более тысячи лет. Сам процесс выделения происходит в течение одного дня… Проще говоря, если вы начинаете с вечера, то заканчиваете на следующий день. Когда образцы готовы, то нужно еще какое-то время, чтобы они были пригодны к работе. Потом уже можно ставить полимеразную цепную реакцию, проходящую от двух до трех часов. За это время должны пройти все циклы, в ходе которых синтезируется цепочка ДНК. После того, как реакция прошла, наступает время электрофореза -- следующего процесса для определения ДНК.

В нашем институте после полимеразной цепной реакции для анализа потока наследственных фрагментов ДНК используется автоматический лазерный анализатор «Альф», который лазерным лучом считывает, как движутся эти фрагменты, и при помощи системы компьютерной обработки данных выдает их абсолютно четкие размеры. В итоге на мониторе мы видим результаты сравнительного анализа разных образцов ДНК.

Теоретически все описанные мной технологические циклы геномной дактилоскопии (сравнение «отпечатков пальцев» ДНК. -- Авт. ) могут быть проведены за два-три дня, но чтобы нормально провести такую экспертизу идентификации личности, нужен месяц, а с надрывом -- неделю.

-- Какие образцы нужны для идентификации погибшего человека, к примеру, мужчины?

-- В каждом варианте по-разному. Во-первых, надо знать, кто из родственников может обследоваться. Если погиб мужчина, то лучше всего для обследования было бы получить родственника-мужчину этого предполагаемого человека по отцовской линии… Брата, двоюродного брата или сына. Это дает нам возможность определить родственную Y-хромосому. В случае, если родственника-мужчины нет, биоматериал для экспертизы берется у сестры, матери, других родственниц… Экспертам приходится выбирать из того, что есть -- просто от этого зависит, быстрее или медленнее они добьются нужного результата и с какой точностью. Но, конечно же, желательно иметь информацию и с отцовской, и с материнской линии идентифицируемого человека. Чем полнее эта информация, тем точнее будет результат.

«Если это беспорядок, то он слишком затянулся»

Ситуация с опознанием трупа в Таращанском морге вызвала столько эмоций и взаимных обвинений, вылившихся в прессе, что нам, конечно же, захотелось разобраться не только в возможностях нашей экспертизы, но и в том, каким образом в украинской глубинке трупы опознают в заурядных случаях, когда за этим процессом не следят журналисты всей страны.

Для этой цели мы связались с Игорем Воротынцевым -- тем самым судмедэкспертом из Таращи, который выдал журналистам известное теперь всем свидетельство о смерти Георгия Гонгадзе и против которого сейчас якобы возбуждено уголовное дело. Потому «якобы», что в пресс-службе Генпрокуратуры проявили полную неосведомленность в этом вопросе -- даром, что дело громкое. Сам Игорь Михайлович о том, что он пребывает в статусе подозреваемого, в известность поставлен не был (тогда как, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины, должен был бы) и в последний раз давал в прокуратуре Киева показания в качестве свидетеля по ст. 94 Уголовного кодекса Украины (убийство).

-- Да ведь и справку я выписал не настоящую, а только чтобы у ребят осталось доказательство того, что они были в Тараще и видели труп, -- рассказал Игорь Воротынцев.

-- Что значит «не настоящую»?

-- Дело в том, что настоящее свидетельство о смерти дается не в морге, а в ЗАГСе -- на основании справки из морга, в которой заполнены все графы. Если в нее вкрадываются хоть какая-то ошибка или неточность, ЗАГС отсылает родственников обратно в морг их устранять. А в выданной родственникам Гонгадзе (так они представились) справке половина граф не была заполнена. К тому же, срок действия этого документа три дня, и он уже давно недействителен. Я, конечно, понимаю, что влип в очень нехорошую историю и боюсь и за семью, и за себя.

-- Игорь Михайлович, а как происходит опознание в случаях обнаружения неопознанных трупов? Это ведь особое процессуальное действие, требующее присутствия сотрудников правоохранительных органов и составления протокола опознания. Ни того, ни другого не было…

-- Наш морг один на четыре больших села, и в мою бытность бывало и не такое. Бывало, что родственники опознавали неизвестного, составлялся протокол, покойного хоронили, устраивали поминки, на которые вдруг приходил тот, кого якобы похоронили. Бывало и другое: когда я отдавал неопознанные трупы следователям -- по их распоряжению. Да и в этот раз в милиции знали о приезде родственников и друзей Гонгадзе, кто же им мешал провести опознание по всем правилам?

-- А в этот раз все было как обычно? Вас ничто не насторожило?

-- Сначала -- да, как обычно. Нашли труп в том состоянии, в котором он и должен был быть. Его лисы только-только начали раскапывать. А ведь в местном лесу полно зверья и мясо там долго не удержится -- даже в закопанном виде. Какой там год! Да и место, где нашли обезглавленный труп, людное. Туда местные жители всегда ходят за грибами. И украшения на нем были надеты и окислены так, как должны были быть окислены от соприкосновения с биоматериалом. То есть все было, как обычно. А потом началось: то милиция привозит постановление об экспертизе, то опять забирает его. Я просил: сделайте с ним что-нибудь! Ведь две недели лежит -- пора что-то решать. И тут приехали родственники и друзья. В 12 часов дня. Начальник местной милиции говорит: «Будем выдавать». Я еще часа два уговаривал их не ходить в морг. Мол, ничего вы там не увидите. Потом повел. Среди приезжих были два грузина. Один из них был уверен в том, что это труп Гонгадзе, второй сомневался. Остальное известно. Вот только зачем надо было увозить труп, не предупредив меня, до сих пор не понимаю.

-- А сейчас что вы делаете?

-- Да ничего. От работы меня отстранили, хоть не знаю, в чем я виноват. Видимо, просто дело громкое.

Судя по всему, мы действительно имеем дело с проявлением нашего общего бардака -- хоть дело и находится на контроле у первых лиц силовых ведомств и у Президента. Если в стране (отрасли, на предприятии и т. д. ) существует порядок, то, когда случается ЧП, ищут виновных, если же порядка нет -- ищут крайних. И, похоже, судмедэксперт из Таращи, по мнению кого-то, вполне готов к этой роли.

P. S. Жена Гонгадзе Мирослава во вторник рассказала корреспонденту «ФАКТОВ» Надежде Кутовой, что биоматериал для экспертизы у родственников Георгия (детей, матери, родного брата) никто не брал, а в ответ на просьбу показать вещи, которые могли бы принадлежать ее мужу, ей из Генпрокуратуры прислали отказ. Не очень верится, что правоохранители заинтересованы в том, чтобы установить истину.