ПОИСК
Події

Уже два месяца шестилетняя марийка, сбежавшая от похитивших ее цыган, живет в специнтернате и очень ждет маму и папу

0:00 1 грудня 1999
Інф. «ФАКТІВ»

В конце сентября несколько жителей села Чинадиево (Мукачевского района Закарпатской области), возвращаясь с железнодорожной станции, увидели на улице маленькую одетую в лохмотья девочку лет пяти-шести. Малышка, сидя на обочине, горько плакала. На вопросы, кто она и откуда, отвечала одно и то же: «Хочу домой… », -- и размазывала по щекам слезы.

Около года назад девочку украли цыгане и заставили попрошайничать

Сердобольные селяне накормили девочку и вызвали милицию. Сотрудники отделения уголовной милиции по делам несовершеннолетних (ОУМДН) Мукачевского РОВД отвезли ребенка в Мукачево и первым делом попытались установить личность. То, что рассказала девочка в райотделе, поразило даже видавших виды милиционеров. Из путаных фраз, произнесенных на чистом русском языке, выяснилось, что имя девочки -- Мария Малолачия, возраст -- шесть лет и живет она в Одессе или Одесской области с родителями, бабушкой, братом и сестрой. Как утверждала девочка, около года назад ее похитили цыгане и, путешествуя поездами и электричками по всей Украине, заставляли попрошайничать. На одной из станций, воспользовавшись минутным невниманием «хозяев», Марийка и решила бежать, чтобы добраться домой. Отойдя от железной дороги несколько сотен метров и оказавшись в незнакомом селе, ребенок растерялся и… заплакал.

Выяснив, что малышка нездешняя, сотрудники ОУМДН отправили запрос с ее данными в Одессу и стали думать, куда пристроить неожиданную «находку». Тут-то и возникли проблемы. На многократные обращения начальника ОУМДН майора милиции Ивана Ясинко руководитель Ужгородского приемника-распределителя для несовершеннолетних отвечал, что детей, не совершивших правонарушений, принять не имеет права. Майор уже был готов забрать ребенка домой, однако приютить Марийку на одну ночь согласилась Областная детская больница.

На следующий день сотрудники службы по делам несовершеннолетних при Мукачевской райгосадминистрации отвезли девочку в школу-интернат. Там Марийка и живет уже два месяца. Хотя ей здесь не место -- школа предназначена для умственно отсталых детей.

РЕКЛАМА

-- У многих из них, как и у Марийки, живы родители, -- сказала директор интерната Анна Мешко. -- Однако то, как они обращались со своими детьми, вызывает ужас. Двоих братьев -- 11-летнего Женю и 12-летнего Олега -- отец наказывал с особой жестокостью. А воспитанница интерната Роза, узнав, что постоянно мучившая ее мать умерла, даже успокоилась -- ведь теперь никто не заберет ее домой.

В интернате детей учат, стараются восполнить родительскую заботу. Однако после окончания интерната устроиться в жизни для них практически нереально. Это проблема, требующая решения на государственном уровне.

РЕКЛАМА

Малышка послушна, прилежна, и очень наблюдательна

Большинство воспитанников интерната перенесли тяжелые психологические травмы, которые будут давать о себе знать на протяжении всей их жизни. О Марийке этого не скажешь. Медико-психологическая экспертиза показала, что она абсолютно здорова. Правда, при обследовании у ребенка обнаружили педикулез и чесотку -- непременные спутники бродяжничества, однако девочку быстро вылечили.

Марийка, легко вписавшись в детский коллектив, учится в первом классе, выгодно выделяясь среди одноклассников. Девочка спокойна, послушна, прилежна, настоящая умница -- умеет считать, очень наблюдательна -- может дать фору многим сверстникам из обычных школ. Она, например, помнит, что во время поездки с цыганами по Закарпатью делала пересадку во Львове.

РЕКЛАМА

Правда, говорить о «цыганском» периоде своей жизни Марийка не любит, чаще всего вспоминает родителей и Одессу. При этом в ее глазах всегда появляются слезы. Увидеться с родными -- самая заветная мечта девочки, в чем я убедился, поговорив с ней.

Сначала при виде незнакомого дяди Марийка немного замкнулась и отвечала односложно, но потом разговорилась.

-- Марийка, расскажи, пожалуйста, о своих папе и маме.

-- Моя мама -- Рая, а папа -- Гриша. Папа торгует пивом, а мы с мамой просили… Наш дом -- в Одессе. У меня есть брат Матвей и сестра Оля, но они старшие и живут отдельно. Есть еще бабушка Мария и родственники в Молдавии.

-- И с кем ты жила?

-- Я живу с папой и мамой (вспоминая родных, девочка всегда употребляет настоящее время -- Я. Г. ), а потом меня украли цыгане.

-- Как это было?

-- Ночью. У нас сломан замок, поэтому дверь всегда открыта. Когда меня украли, я спала, а проснулась уже в поезде.

-- Давно это было?

-- Да, тогда еще был снег.

-- И что ты делала у цыган?

-- Они заставили меня просить деньги на улицах, в электричках -- везде. А если я не хотела -- били.

-- Как зовут этих цыган?

-- Не знаю, они между собой говорили по-цыгански. А мне приказали называть их папой и мамой. (В день, когда Марийку нашли, майор Ясинко возил ее к мукачевским цыганам, показывал даже барону, но девочку никто не узнал -- Я. Г. )

-- Как же тебе удалось сбежать от них?

-- Они заставили меня попрошайничать в трамваях (наверное, девочка имеет в виду электричку -- трамваев в Закарпатье нет -- Я. Г. ), и я убежала. Очень хотела домой (на глазах ребенка появляются слезы)…

Со слов Марийки, в Одессе (или Одесской области) она жила с родителями в отдельном доме под номером 2, недалеко от которого находится детсад. Девочка помнит, что родители хотели устроить ее туда, но не смогли, так как не было каких-то документов.

Может, эти обстоятельства помогут установить место жительства ребенка?

Если родители малышки не найдутся, ее судьба не будет отличаться от судьбы круглых сирот

По словам начальника службы по делам несовершеннолетних при Мукачевской РГА Магдалины Плеши, случай с Марийкой по-своему уникален. Беспризорных детей на Закарпатье, конечно, находили и раньше, однако в первые же недели милиция всегда устанавливала их личности и родственников. А тут уже два месяца -- и ни слуху, ни духу. Если так пойдет и дальше, судьба Марийки, к сожалению, ничем не будет отличаться от судьбы круглых сирот: девочке выправят свидетельство о рождении, в графе о родителях поставят прочерк. А дату рождения придется придумать самим, поскольку Марийка ее не помнит. Хотя придумывать здесь нечего -- днем рождения девочки, скорее всего, станет тот, когда ее нашли чинадиевские селяне.

Когда все необходимые документы будут готовы, девочку переведут в обычный интернат в пгт Перечин. Впрочем как в милиции, так и в Домбоках надеются, что дело до этого не дойдет -- все ждут официального ответа на запрос в Одесскую область. Просто не верится, что такого ребенка не разыскивают его родные…

Вниманию читателей «ФАКТОВ» (особенно жителей Одесской области!) Если кто-нибудь узнал изображенную на фото девочку, обращайтесь, пожалуйста, в Мукачевский райотдел милиции по тел. : (03131) 222-29, 223-33. Возможно, ваше участие поможет изменить судьбу Марийки.

P. S. Автор выражает благодарность заместителю начальнику Мукачевского РОВД подполковнику милиции Ивану Котубею за содействие в написании материала.


«Facty i kommentarii «. 1 декабря 1999. Право

594

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів