ПОИСК
Події

После смерти при загадочных обстоятельствах матери и бабушки жени субботина оказалось, что хорошая двухкомнатная квартира, в которой они жили, продали а и мальчик остался без крыши над головой

0:00 7 жовтня 1999
Інф. «ФАКТІВ»
С мая вместе с другими «детьми улицы», он ждет, пока взрослые соберут все справки, необходимые для определения его участи

Обычно из приемника-распределителя для несовершеннолетних в редакцию «ФАКТОВ» звонят с оперативной информацией -- к примеру, внезапно кто-то нашелся. На этот раз оказалось, что еще с мая двенадцатилетний мальчик ждет решения своей судьбы, а службы, которые должны заниматься его устройством в интернат, не торопятся с оформлением документов. Впрочем, он привык -- с 1994 года Женя Субботин не вызывает интереса у взрослых. У тех, у кого должен, -- хотя бы по их служебным обязанностям.

На Новый год в универсаме бездомного мальчика угощали конфетами

Случай с Женей Субботиным типичный. В мае 1999 года его задержала криминальная милиция -- за бродяжничество и попрошайничество. Тогда же он был отправлен в государственный приют на улице Маяковского. С мая он назодится в приемнике-распределителе. Все это время Женя покорно ждет, когда его наконец устроят в интернат. Мальчика просто вынуждены кормить обещаниями -- мол, скоро все нужные бумажки будут собраны и подписаны. «Учиться хочу», -- слышать эти слова из уст ребенка, который уже четыре года находится во власти улицы, странно.

Женя похож на волчонка -- настороженный взгляд исподлобья, короткий ежик волос, привычка не смотреть в глаза, теребить пальцы. Он родился в неблагополучной семье матери-одиночки. Мать начала пить, и в 94-м году ее лишили родительских прав. Опеку над мальчиком оформили на бабушку, которая жила вместе с ними в двухкомнатной квартире.

-- Бабушка тоже пила, -- вспоминает Женя Субботин, -- вместе с мамой заставляли меня собирать деньги на водку. Если не приносил, били, кушать не давали. Вот тогда и стал убегать.

РЕКЛАМА

Поскольку бабушка была в преклонном возрасте (кроме того, конечно, что еще и выпивала вместе с дочкой), Женю оформили в школу-интернат. Обычно на субботу и воскресенье дети возвращались оттуда домой, но для Жени такая перспектива была немыслимой. Поэтому мальчишка все чаще оставался ночевать на улице -- на крышах домов, в парадных. Приходилось попрошайничать, поскольку дома, кроме водки, ничего не было.

-- Когда я стоял в универсаме, -- рассказывает мальчик, -- продавцы давали мне поесть. А на Новый год угощали конфетами -- по половине и даже по целой. Потом стал ездить по Украине. Ночевал на вокзалах.

РЕКЛАМА

В лучшем случае Женя вернется в комнатку заколоченного дома

Дальше мальчика ожидало еще одно испытание -- в 98-м году умерли мама и бабушка. Обстоятельства их смерти до сих пор остаются достаточно странными. А в соответствии с официальным диагнозом причиной смерти стало отравление грибами.

-- Странным является тот факт, что разница между смертью мамы и бабушки -- всего неделя, -- говорит Николай Нагорный, начальник приемника-распределителя для несовершеннолетних ГУ МВД Украины в Киеве. -- С одной стороны, в Украине каждый год люди умирают от ядовитых грибов. А с другой -- получается, что одна из женщин продолжала есть грибы, которыми отравилась другая. Обстоятельства гибели хозяев-алкоголиков или наркоманов обычно не расследуются. Поэтому обвинять здесь некого.

РЕКЛАМА

Незадолго до смерти мать Жени продала свою двухкомнатную квартиру и купила треть частного дома в другом районе, но прописаться там не успела. Теперь за Женей вроде бы формально закрепили положенную часть дома, но вернуться туда он сможет только после совершеннолетия. Этот дом находится не в лучшем состоянии, к тому же заколочен досками, а внутри забит каким-то тряпьем. Практика купли-продажи квартир у неблагополучных хозяев довольно распространенная. Из-за того, что вовремя не проводят нужные проверки, такие квартиры «уплывают» такие квартиры, а дети остаются на улице.

Конечно, на фоне продажи квартиры внезапные смерти матери и бабушки кажутся подозрительными. Но дело сейчас уже не в них, а в судьбе Жени.

Оставшись один, Женя бродяжничал. Женщин похоронили в общей могиле, без гроба -- ни денег, ни родственников не было. А мальчик снова отправился путешествовать. Он неохотно рассказывает о том, как нюхал клей, подворовывал. В последний раз ходил в школу во втором классе. Из книг, которые читал, может вспомнить только читанку и букварь.

-- За этот год Женя трижды попадал в государственный приют, -- рассказывает Лидия Усатюк, сотрудник приемника-распределителя, непосредственно занимавшаяся судьбой ребенка. -- Я подсчитала, что он жил в приюте в общей сложности 106 дней. Но за это время действенных мер со стороны приюта, службы по делам несовершеннолетних и отдела образования Ленинградского района, за которым мальчик числится, не последовало. Нам звонили из районо, и просили то один документ, то другой. В то время как собрать бумаги -- их прямая обязанность. Мы уже договаривались, что вместе пойдем в госадминистрацию и наконец подпишем путевку в интернат. Но они затягивали процесс, проявляя полное безразличие к судьбе осиротевшего мальчика.

Со стороны может показаться, что никакой проблемы вовсе и нет -- пусть ребенок посидит месяц-другой в приемнике-распределителе. Но на самом деле, по мнению Николая Нагорного, закон про органы и слуюбы по делам несовершеннолетних и специальные организации для несовершеннолетних не предполагает реального механизма устройства уличных детей. Ими занимается один-два человека в каждом районе. Ведь не только Женя не может своевременно получить прописку в интернатах. Только в этом году было из приемника было устроено шестеро таких детей.

Ситуацию комментирует директор школы-интерната номер 23 Владимир Баляс:

-- Мы писали письма всем, вплоть до прокурора. А мальчика никто не контролировал, даже служба по делам несовершеннолетних. Сначала Женя учился нормально, но потом стал убегать. И удержать его было невозможно.

На вопрос, почему так долго оформляются справки, специалист по охране детства отдела образования Ленинградского района Оксана Сербина ответила:

-- Пока туда запрос пошлем, пока сюда… К тому же неизвестно, почему мальчик оказался выписанным из своей квартиры в Радянском районе. Но сейчас уже все готово, мы своего добились -- треть дома числится за ребенком, ее никто не продаст. Мы хотим найти семью бездомных, чтобы они присматривали за квартирой до совершеннолетия мальчика.

Как выяснилось, основное препятствие -- это справки, которых никто так и не собрал. Когда «ФАКТЫ» в очередной раз связались с Лидией Усатюк, она рассказала, что, поехав наконец оформлять Женю в интернат, каких-то документов все-таки недоставало, другие же нужно еще раз переделать. Что же, Жене не привыкать ждать. Как и многим другим «детям улицы».


«Facty i kommentarii «. 7 октября 1999. Человек и общество

575

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів