ПОИСК
Події

Ольга лепешинская: «сталин очень любил фильм «волга-волга» и повторял все реплики за ильинским. А я — за орловой»

0:00 13 лютого 2009
Інф. «ФАКТІВ»
После смерти народной артистки СССР в конце прошлого года все ее имущество, в том числе награды, сбережения, богатейшая коллекция картин и предметов старины, а также элитная квартира в центре Москвы стоимостью несколько миллионов долларов, оказались в руках предприимчивых дельцов

Справка «ФАКТОВ»

Ольга Лепешинская родилась в Киеве 28 сентября 1916 года в семье польских дворян. После учебы в Московском хореографическом училище 17-летняя девушка поступает в Большой театр и сразу становится солисткой. Она блистала в «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Алых парусах», «Щелкунчике», «Золушке». «Легкая и весом, и характером», — говорил о Лепешинской великий Марис Лиепа. За 33 года службы в Большом театре балерина стала четырежды лауреатом Государственной (Сталинской) премии, была удостоена более 20 наград. Умерла в одиночестве в своей большой квартире на Ямской-Тверской (ранее Горького) 20 января 2008 года на 93-м году жизни.

Последние годы жизни великая балерина была ограничена в движениях. Через столько лет война отозвалась на ее ногах. Ведь в годы Великой Отечественной Лепешинской приходилось танцевать в пуантах на сырой земле, на песке, грузовиках и каменных плитах. Только в 1944 году балерине удалось приехать в Москву, чтобы сменить балетные туфли. Все ее 12 пар превратились в атласные тряпочки. Причем левая туфля была больше потрепана. Помните у Пушкина: «Стоит Истомина, она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит»? И дальше: «И быстрой ножкой ножку бьет». Как раз этим движением заканчивается знаменитое адажио второго акта «Лебединого озера», в котором блистала Ольга Лепешинская.

Ольгу Лепешинскую и ее экономку Риту похоронили в одной(!) могиле на Введенском кладбище

После смерти легендарной балерины сотрудники Центрального дома работников искусства, который долгие годы возглавляла Лепешинская, обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить обстоятельства, связанные с передачей в наследство одной супружеской паре имущества Ольги Лепешинской. «В связи с этим прокуратуре Москвы поручено провести проверку в соответствии с законом», — сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева российским журналистам 9 февраля 2009 года.

Вокруг наследства одинокой Ольги Лепешинской в последние месяцы ее жизни велась ожесточенная борьба. «Доброжелатели» учреждали фонды ее имени, втирались в доверие и даже получали завещания на все имущество. Но успешнее всех в этом деле оказался некий Вячеслав Борульник. Раз придя в гости, он обаял пожилую женщину и… остался в ее доме навсегда. Вместе со своей женой Светланой Вячеслав заменил дверь и входные замки в большой квартире на Тверской-Ямской, таким образом изолировав Ольгу Васильевну от друзей и знакомых.

РЕКЛАМА

Правда, последние 50 лет дом известной артистки вела экономка Ариадна Москаленко, для Ольги Васильевны попросту Рита, которая и жила в квартире Лепешинской. За это время женщины так сдружились, что считали друг друга сестрами. У Риты была доверенность на распоряжение всеми деньгами Ольги Васильевны.

Тележурналисты программы «Вести недели» обнародовали информацию о том, что вскоре после смерти Риты со счетов Ольги Лепешинской были сняты все деньги — около полутора миллионов рублей. Будто бы соседка Лепешинской видела, как попечитель Ольги Васильевны разодел ее и вывез на коляске на улицу. Возможно, как раз для того, чтобы снять деньги. Кроме того, в последние месяцы жизни Лепешинской со стен ее квартиры стали исчезать картины Поленова, Саврасова, других известных художников.

РЕКЛАМА

«Когда мы приехали к Ольге Васильевне на день рождения — это было в сентябре, — я, например, — рассказала тележурналистам «Вестей» главный бухгалтер Центрального дома работников искусств Нина Гусенкова, — увидела какие-то обновленные картины, покрытые лаком. Я спросила, это что за новая экспозиция. Рита мне ответила: это Слава обновляет картины».

От встречи с тележурналистами Вячеслав Борульник отказался, заявив, что, поскольку он долгое время работал во внешней разведке, до сих пор засекречен. На вопрос о подмене картин ответил по телефону: «Я пользовался безграничным доверием Ольги Васильевны и Риты. Я все, что хотел, мог там делать. Зачем мне что-то менять, когда это все мое?! Зачем менять, когда я могу просто снять, продать и подарить?!»

РЕКЛАМА

Действительно, зачем? Ведь Борульники стали собственниками квартиры Лепешинской на основании ее дарственной от 5 февраля 2008 года, которую балерина подписала всего через полгода после знакомства!

- Случилось так, как случилось, — прокомментировала распространившуюся информацию Светлана Борульник тележурналистам.  — Наверное, мы с мужем сделали что-то хорошее в жизни. Квартиру она нам подарила.

Судя по документу, супруги Борульник теперь уже полноправные владельцы всего имущества знаменитой балерины.

Рита умерла незадолго до смерти Лепешинской. Ходили слухи, что она истекла кровью, у нее якобы лопнула вена. Хотя сама по себе вена лопнуть не может… Приехавшие на вызов врачи констатировали смерть от трофической язвы. Ариадну Москаленко сразу же кремировали. Так распорядился Борульник. Но захоранивать урну с прахом он почему-то не торопился…

Ольга Васильевна Лепешинская скончалась через 45 дней после неожиданной смерти Ариадны Москаленко. Ее также кремировали, и двух подруг похоронили в одной(!) могиле на Введенском кладбище.

«Давайте говорить как коммунисты: если мой муж виноват — наказывайте. Не виноват — выпускайте!» — заявила Берии балерина

Свою первую награду — корзину цветов — Оля Лепешинская получила от папы. За «Щелкунчика», в котором она, ученица балетной школы, танцевала Машу. «Папа знал, что я очень люблю сладкое, — вспоминала Ольга Васильевна, — и в записочке было написано: «В здоровом теле здоровый дух, не ешь пирожных больше двух».

Однажды во Львове, где Большой театр был на гастролях, невысокую и худенькую Лепешинскую с орденом на платье сняли с автобуса. Доблестный милиционер подумал, что девушка надела чужую награду, и повел в отделение разбираться. Балерине пришлось давать показания, что мама прикрепила ее законный «Знак Почета» на платье, чтобы скрыть дырочку от брошки. Шел 1937-й, Лепешинской был всего 21 год.

- Как-то мы праздновали в Кремле Восьмое марта, и нужно было надеть все ордена, — вспоминала Ольга Лепешинская.  — Где положено, все мои 20 наград не уместились, я хотела приколоть один к бедру, но решила, что это будет уж слишком. А вот свои четыре лауреатские медали ношу всегда. Когда прихожу на важные встречи, на вечера, я обязательно их надеваю.

А когда меня представили к званию Героя Социалистического Труда, муж сидел в тюрьме. И Гейдар Алиев, который заведовал искусством в Политбюро, вычеркнул меня. Так я и не стала Героем. Уланова и Семенова стали, а я — нет.

Первый муж Ольги Лепешинской работал в Министерстве госбезопасности (до 1946 года — НКВД). Вскоре после его ареста за Лепешинской приехал человек в военной форме и сопроводил балерину в особняк Берии.

- Зашли в библиотеку, — рассказывала Ольга Лепешинская.  — Огромные шкафы с книгами, большие часы. Берия почему-то ходил сзади меня, я видела только его отражение в стеклах шкафа. Заметила, как блестело его пенсне в этом стекле. Он сначала задавал мне светские вопросы вроде: «Как танцуете в Большом театре, довольны ли?» А потом вдруг сказал: «До меня доходят слухи, что вы не доверяете советской власти. Вы думаете, что мы арестовали вашего мужа несправедливо». Вот тут я обернулась к нему, оперлась на стол (если бы не оперлась, наверное, упала бы) и сказала: «Лаврентий Павлович, вы коммунист, и я коммунист. Давайте говорить как коммунисты: если мой муж виноват — наказывайте. Не виноват — выпускайте!» И меньше чем через год его выпустили.

Муж был настолько благородным человеком, что, когда вышел из заключения, не вернулся ко мне, боясь испортить мне карьеру. Я ведь танцевала первые партии в Большом театре.

Возможно, от репрессий родовитую дворянку Лепешинскую спасло то, что ей симпатизировал Сталин. Когда у Иосифа Виссарионовича было свободное время, он приезжал в Большой театр. За кулисами сразу же появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин, и все артисты понимали, что Сталин уже сидит в своей ложе. Он очень любил балет «Пламя Парижа», в котором Лепешинская танцевала Жанну д'Арк. Она несколькими прыжками пересекала сцену Большого театра, вертелась волчком немыслимое число раз (как-то на спор сделала 64 фуэте!) на стальных пуантах и бросалась из любого положения на руки партнера в самые невероятные поддержки. Даже критики отмечали ее огненный темперамент, а партнеры, убегая за кулисы, говорили: «От нее можно прикуривать!»

«Как живете, стрекоза?» — обратился Сталин к Лепешинской

Ольга Лепешинская танцевала все кремлевские концерты, в том числе и знаменитый победный в 1945 году. Возле сцены стоял стол, за которым сидели члены Политбюро, посередине восседал Сталин.

- Как-то на приеме к нашему столу подошел Иосиф Виссарионович, — вспоминала Ольга Лепешинская, — и обратился ко мне: «Как живете, стрекоза?» Когда у него было хорошее настроение, брал нас, нескольких человек — Михайлова, Лемешева, Козловского и меня, на просмотр фильмов.

Он очень любил фильм «Волга-Волга» и повторял все реплики за Ильинским. А я — за Орловой. Но потом замолкала, чтобы внимательнее его слушать. Мы все были влюблены в Сталина. Он мог быть и очень милым, и очень хорошим, но, вероятно, это просто казалось. Потому что по натуре он был плохой человек, мстительный и злой. И то, что он сделал со страной, этого история ему не простит.

Ни об одном артисте не ходит столько легенд, сколько о Лепешинской. Что ее угощал настоящим украинским борщом в военном Харькове маршал Жуков, а Серж Лифарь (знаменитый танцовщик, тоже, кстати, уроженец Киева) обедал с ней в ресторане на Эйфелевой башне. Что в нее был влюблен писатель Михаил Пришвин, а Немирович-Данченко обещал устроить артистку в драматический театр. И что однажды балерина танцевала с четырьмя переломами! И все это сущая правда.

- Как-то я танцевала в «Красном маке», — рассказывала Ольга Лепешинская, — и вдруг раздался такой треск, что его услышали в первых рядах партера. Возможно, зрители подумали, что лопнула стелька балетной туфли. А это лопнула пятая плюсная кость моей правой ноги. Но уйти со сцены я не могла, по ходу действия в это время приходил советский пароход и привозил продовольствие революционному китайскому народу. Капитан сходил на берег, и я по велению своего хозяина танцевала для него. Вот почему я не могла уйти. Капитан за мой танец вручал мне красный мак. На мое счастье, после этого на сцену выносили балдахин, в который я должна была залезть, попрощавшись с капитаном. Я, почти ничего не соображая, залезла в носилки, помахала ручкой на прощание и только за кулисами потеряла сознание.

После антракта на сцену вместо Лепешинской вышла дублерша — балерина Стручкова.

В 1956 году после одного из приемов Ольга Лепешинская дожидалась машину из Большого театра у гостиницы «Советская». Шел дождь, а машины все не было. Балерина была в одном платьице и дрожала на пронизывающем ветру как осиновый лист. Рядом стоял генерал. Будучи воспитанным человеком, он предложил женщине подвезти ее домой.

- Когда он посадил меня в машину, я его разглядела, — открыла секрет своего знакомства со вторым мужем Ольга Лепешинская.  — Он был удивительно красивым человеком — сложен хорошо, и лицо красивое. Я решила, что мне нужно ехать на дачу. Он вез меня туда минут сорок, и вдруг я вспомнила, что мне нужно обязательно быть дома в это время. И я попросила подвезти меня до дома! Так что у нас было время познакомиться и поговорить. Он не знал, что я Лепешинская, а я не знала, что он генерал армии Антонов, начальник Генерального штаба войск Варшавского Договора… Вскоре мы поженились.

Он был удивительным человеком, знал французский язык, любил музыку. Когда он работал на даче, мы тихо включали Шопена или Рахманинова.

К сожалению, только около семи лет продолжалась наша совместная жизнь. У него тромб попал в сердце. А у хирурга не хватило смелости разрезать сердце — делать такую серьезную операцию генералу Антонову.

Тогда у меня было плохо со зрением. Когда мужа хоронили — его прах положили в Кремлевской стене, — было очень жарко. И я совсем потеряла зрение. Видела только черное солнце и то, как Брежнев вынул из кармана платок. И все, темнота. Друзья моего мужа повезли меня домой. Я пролежала месяц. Зрение медленно-медленно возвращалось…

После его смерти я не сумела себя заставить танцевать. И оставила сцену. Жизнь потеряла всякий смысл.

2701

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів