ПОИСК
Події

«мы оказались в ловушке. Пытались выбраться через окна… Но ни разбить, ни выдавить стекло было невозможно», -

0:00 14 лютого 2009
рассказывают чудом выжившие пассажиры рейсового автобуса в Донецкой области, где заживо сгорели семь человек

Как «ФАКТЫ» вчера сообщали, семь человек погибли и 20 пострадали в сгоревшем дотла автобусе ЛАЗ. Предположительно в нем ехали 30 человек. Беда случилась в четверг в 11. 13 на отрезке автодороги Краматорск-Луганск неподалеку от поселка Райгородок. Сейчас пострадавшие находятся в ближайших к месту трагедии больницах Донецкой области — в Славянске, Красном Лимане и Краматорске. Шестерых пострадавших, состояние которых врачи оценили как крайне тяжелое, направили в ожоговый центр Донецка. Наибольшее количество пациентов пока остается в межрайонном ожоговом отделении Краматорской городской больницы № 3. Туда и направился собкор «ФАКТОВ».

«Угоревшие, мы сползали в кювет и лежали там, опасаясь взрыва»

- На меня лучше не смотрите, — говорит парень, занимающий койку у входа в больничную палату.  — Мы все, конечно, старались прикрыть лица от огня. Но пламя, вырвавшееся из-под днища машины, охватило салон так быстро, что спрятаться было просто некуда.

И правда, без содрогания на Дмитрия Бордюковского смотреть нельзя: сплошной термический отек буквально стер черты его лица. Один глаз мужчины вообще не открывается, а другой превратился в узкую щель. Наша беседа длится недолго: Дмитрию больно говорить — у него сильно распухли обожженные губы. Руки, ноги — в бинтах, волосы, как обгоревшая пакля. Все остальные пациенты, которые попали в тот злополучный рейс, выглядят примерно так же.

Однако, как считает сам 30-летний Дмитрий, он все же в лучшем положении, чем его супруга. Дмитрий лечится, можно сказать, дома — в родном Краматорске. А его жену, которая сидела в автобусе рядом с ним, но ближе к окну (то есть ее путь к выходу занял больше времени), в числе других пациентов, чье состояние признано крайне тяжелым, перевезли в ожоговый центр в Донецк. В 10 часов утра Бордюковские выехали из Краматорска в город Кременная Луганской области. Собирались в гости к друзьям.

РЕКЛАМА

- Мы были ближе к передней двери, — вспоминает Дмитрий Бордюковский.  — Как только автобус миновал Славянск, где-то сзади того места, где мы сидели, раздалось какое-то шипение, а через секунду из-под пола вырвались языки пламени. Взрыва я не слышал, а пожар разбушевался тут же: салон мгновенно превратился в настоящий факел.

Бордюковские, которые выбирались из салона через переднюю дверь, не видели, что творилось за ними. Все выбравшиеся из этого ада признались, что не смотрели по сторонам. Каждый, кто глотнул раскаленной гари, спасался сам как мог, не оглядываясь на соседа.

РЕКЛАМА

- Угоревшие, мы сползали в кювет и лежали там, опасаясь взрыва. И уже не рисковали возвращаться в горящий салон за теми, кто там остался, — честно признавались почти все, кому удалось спастись.  — Ведь автобус заправлялся от газовых баллонов.

«Два дня подряд накануне трагедии на нашей калитке звенел звонок»

- Я, наверное, сейчас выгляжу на все 90, а на самом деле мне 40 лет, — шутит сосед Дмитрия по палате Геннадий Чернявский.  — Но мне хоть дышать не больно, как тем пациентам, которых увезли в Донецк. Я уже и от волдырей избавился, — заявляет собеседник, рассказывая, как сам оказывал себе «первую медицинскую помощь».

РЕКЛАМА

В Донецк, по словам врачей, направили прежде всего тех, кто получил серьезные ожоги верхних дыхательных путей и наиболее глубокие ожоги кожи. Для их лечения требуется специальная аппаратура. Геннадий Чернявский, житель города Красный Лиман Донецкой области, на мой взгляд, пострадал чуть меньше своего соседа по палате. Однако безболезненно прикоснуться к чему-либо своими руками он сможет явно не скоро. Мобильный телефон, по которому он говорил за секунду до случившегося, Геннадий не успел положить обратно в карман — столь быстро все раскалилось в салоне. От высокой температуры у людей начала пузыриться кожа. В общем, телефон сгорел.

- Я знаю, что обожженные участки кожи врачи все равно удаляют, и чем скорее, тем лучше — быстрее заживет, — делится своим личным опытом не унывающий Геннадий, сотрудник службы безопасности банка.  — Пока меня привезли в операционную, я сам себе волдыри… вскрывал. А уже потом врачи взялись за дело, вооружившись медицинскими ножницами.

Страшно даже подумать, как одной обожженной рукой этот крепкий мужчина удалял себе волдыри на другой, такой же обожженной руке. Однако после пережитого Геннадию, кажется, уже все нипочем. Он сидел в конце салона, на предпоследнем месте. Выбраться наружу смог лишь после того, как водитель автобуса снаружи открыл заднюю дверь.

- Мы оказались в ловушке: на задней двери изнутри не было ручки! — вспоминает Геннадий.  — Все сначала бросились к переднему выходу. В панике люди пытались выбраться через окна. Но это было совершенно невозможно. Видели в автобусах над окнами таблички с правилами противопожарной безопасности? Там написано: «При пожаре выдерни шнур и выдави стекло» или: «Разбейте стекло молотком». Мы вдвоем с одним таким мужчиной попробовали, — собеседник жестами дает понять, что его помощник был таких же солидных габаритов, как и он сам.  — И так и не смогли ни разбить, ни выдавить оконное стекло.

По словам Геннадия, он убедился в том, что в том злополучном ЛАЗе не было никакого шнура.

- Я специально обратил внимание: зазор между стеклом и металлическим корпусом вроде есть, где должен быть этот шнур, но самого шнура там не было, — утверждает мой собеседник.

Никаких молотков под рукой тоже не оказалось, а ногами выбить окно никто не смог. Люков на потолке и огнетушителя Геннадий тоже не заметил, хотя уточняет, что в панике и дыму мог просто что-то пропустить.

- Хоть бы сын был в карауле: пусть, когда ему сообщат о случившемся, рядом с ним кто-то будет, — вздыхает жена Чернявского, присаживаясь на постель к мужу.  — Сын служит в армии, не знаю, как он отреагирует на такое известие о папе.

Оксана Чернявская, оставив младшую дочь-студентку на хозяйстве, примчалась к мужу, как только по городу разнеслась весть о трагедии. Оксана признается, что предчувствовала беду. По крайней мере, тревожный звонок накануне несчастья у них прозвенел — в буквальном смысле этого слова.

- Два дня подряд накануне трагедии звенел звонок на нашей калитке, хотя его никто не трогал, — рассказали мне Чернявские.  — Обычно этот механизм так реагирует на сырость — самопроизвольно звонит. Но в те дни дождя не было…

«В салоне автобуса попахивало газом. Я думала, что так и должно быть… »

ЧП случилось неподалеку от Красного Лимана, и все проезжавшие автомобилисты чем могли помогали попавшим в беду людям. При этом обязательно интересовались у пострадавших, не нужно ли сообщить их близким, друзьям или коллегам о случившемся с ними несчастье. Благодаря этому многие родственники пострадавших прибыли на место происшествия практически одновременно с каретами неотложки.

Однако, по информации заместителя начальника управления МЧС Украины в Донецкой области Игоря Домаровского, списки погибших еще уточняются. Побывав на месте ЧП, я убедилась, что следствию предстоит нелегкая работа. Несмотря на то что место трагедии оцепили, включив в ограждение даже зону кювета (на несколько часов движение на этой дороге было полностью перекрыто), огонь превратил автобус в обугленный металлический скелет. «Да ничего там нет — я уже все обыскал. Все сгорело!» — невольно услышала я беседу раздосадованных мужчин в штатском, явно работавших в составе следственной группы.

Кабинет министров создал правительственную комиссию для расследования причин пожара в ЛАЗе. Однако пресс-служба Министерства транспорта и связи Украины уже в день трагедии распространила заявление, в котором значится, что «причиной возгорания автобуса стали взрыв и возгорание газовых баллонов газового оборудования системы питания… Взрыв произошел в багажных отсеках пассажирского автобуса ЛАЗ-699, где находились восемь баллонов сжатого природного газа». Между тем донецкие специалисты, работавшие на месте трагедии, не готовы пока подписаться под всеми вышеуказанными доводами.

Владелец старенького автобуса, по официальным данным Минтранса, имел лицензию на пассажирские перевозки.

Предварительные версии донецких специалистов, озвученные Игорем Домаровским, — это неисправность газобаллонного оборудования автобуса или замыкание электропроводки.

- Есть версия, что произошла утечка газа и в результате газ попал в салон автобуса, — заявил прессе Игорь Домаровский.  — В качестве топлива для двигателя автобуса использовался пропан. Сейчас мы не можем утверждать, что это был взрыв газа, потому что баллоны не повреждены. Все версии сейчас подвергаются лабораторным экспертизам.

Пострадавшие, с которыми удалось поговорить собственному корреспонденту «ФАКТОВ», единодушны лишь в том, что огонь появился из-под пола, ближе к задней части салона, где под днищем автобуса находились газовые баллоны. Но кто-то слышал хлопок, а кто-то — нет. И все же никто не утверждает, что слышал именно взрыв. Впрочем, пострадавших эти «тонкости» интересуют не настолько сильно, как вопросы собственной безопасности в транспорте.

- Я сидела на заднем сиденье, когда где-то под полом как будто раздался хлопок, — рассказала 56-летняя Лариса Одношова.  — Но еще примерно за полчаса до пожара в салоне пахло газом. Я работаю реализатором прессы и каждый четверг езжу за газетами из Красного Лимана в Краматорск именно этим автобусом. Газом в салоне этого автобуса всегда попахивало. Я думала, что так и должно быть: ведь этот транспорт заправляется газом. А, может, так не должно было быть? — задается вопросом пострадавшая.

Как сообщил «ФАКТАМ» заведующий отделом термических поражений Донецкого государственного института неотложной и восстановительной хирургии им. Гусака АМН Украины Эмиль Фисталь, еще нескольких больных с тяжелыми термическими поражениями собираются перевезти в Донецк. Донецкие врачи, применяя специальную аппаратуру, борются с последствиями ожогов верхних дыхательных путей у пациентов, обгоревших в автобусе. Вчера пострадавшим начали делать операции по пересадке кожи.

1069

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів