Происшествия

«ветровую электростанцию собственной конструкции я построил на крыше своего дома»

0:00 17 марта 2009
«ветровую электростанцию собственной конструкции я построил на крыше своего дома»

Используя энергию ветра, тернопольский Кулибин — Ярослав Бендас — вдвое сократил расходы на оплату за отопление двухэтажного особнячка

Улица Ломоносова в Тернополе застроена частными домами, так что ветровая электростанция на крыше двухэтажного небольшого особняка пенсионера Ярослава Бендаса видна издалека. Она стала своего рода местной достопримечательностью. Выкрашен ветряк в патриотические синий и желтый цвета. На «хвосте» установки красуется название «Украина». А еще она используется в качестве праздничной иллюминации — Ярослав Николаевич установил на ней разноцветные лампочки и включает их по праздникам.

«Даже при слабом ветре — два-три метра в секунду — установка вырабатывает ток»

- Начиная строить этот дом, я сразу решил оснастить его ветряком, ведь отопление газом нынче влетает в копеечку, — рассказывает Ярослав Бендас.  — Задумка была такой: ветровая электростанция станет вырабатывать ток, который смогу использовать на нагрев воды для отопления дома. Так и вышло. Но ветер не всегда дует, так что полностью перейти на обогрев дома от ветряка не получается — использую и электричество, и газ. Вообще в первые годы жилье отапливал только газом, ведь электростанцию пять лет создавал. Тогда расход газа в моем доме составлял 400 кубометров в месяц, а теперь, когда работает ветряк, — вдвое меньше. В пересчете на деньги экономия составляет более 800 гривен за нынешний зимний период. Кстати, вмешиваться в регулирование подачи газа в котел мне не нужно — это делает автоматика, опять же моей собственной конструкции. Когда энергии от ветра недостает, она дает команду на использование определенного количества газа. Если производится достаточно тока, отключает газ.

Уже в ходе строительства дома (кстати, почти все делал своими руками) установил на крыше особо прочные балки, чтобы они выдерживали вибрацию от ветряка. К тому же поставил амортизаторы. Поэтому даже при очень сильном ветре стены и окна в доме не дребезжат. Конструкцию этой электростанции придумал сам, причем на бумагу чертежи не переносил — все в голове держу. Так что теперь, когда кто-либо просит дать документацию, чтобы и себе соорудить нечто похожее, я предлагаю: «Забирайтесь на крышу, срисовывайте. Если возникнут вопросы, все растолкую. Денег не потребую. А чертежами заниматься мне незачем». К слову, вначале ветряк был не таким, как сейчас, — лопасти у него вращались в горизонтальной плоскости, как детская карусель. Но оказалось, что при таком способе размещения установка дает мало электроэнергии. Тогда расположил лопасти вертикально на трехметровой вышке. Оснастил ветряк «хвостом» — он позволяет установке поворачиваться так, чтобы всегда быть обращенной «лицом» к ветру. Даже при слабом ветре — два-три метра в секунду — моя электростанция начинает вырабатывать ток. Чем выше скорость ветра, тем больше энергии. Но если случится ураган, то напряжение будет слишком высоким, что-нибудь перегорит. Чтобы этого не произошло, оснастил ветряк особыми тормозами: полностью вращение лопастей они не прекращают, а лишь замедляют до приемлемого уровня.

Признаться, сделал ветроэлектростанцию не только для экономии — мне нравится сам процесс конструирования, работа с механизмами. В свое время окончил пединститут, 16 лет был учителем труда, больше 30 лет проработал слесарем, а затем — мастером на местном заводе.

«На создание ветроэлектростанции потратил всего две тысячи гривен»

- Электростанция будет работать и летом?

- Конечно. Она станет давать ток для бойлеров, греющих воду для бытовых нужд.

- Ваш телевизор тоже работает от ветряка?

- Технически это сделать можно, но придется потратить существенную для меня сумму на оборудование, которое позволит поддерживать стандартные параметры тока: частоту 50 герц и напряжение 220 вольт. Пока я на такие расходы не готов, поэтому пользуемся централизованным электроснабжением.

К слову, на создание ветроэлектростанции я потратил всего около двух тысяч гривен за пять лет. У дочки и зятя (они живут на первом этаже дома, а я занимаю второй) почти не пришлось брать деньги на эту затею. Генератор на два киловатта у меня армейский (он когда-то стоял на передвижной киноустановке) — достался в подарок. Много других «железок» тоже подарили друзья или нашел на свалках. Использовал даже бракованные (с трещинами) спутниковые антенны — обрезал поврежденные участки и укрепил на краях лопастей, длина которых составляет два метра 80 сантиметров. Сделал бы их длиннее, тока получал бы больше. Но тогда по крыше было бы опасно ходить. Ведь я там летом загораю, да и внуки часто туда забираются. А так могу запросто стоять под ветряком, лопасти меня не заденут, так как ветряк поднят на вышку.

Мне пишут и звонят со всей Украины — люди хотят и у себя в фермерских хозяйствах, частных домах поставить подобные ветроэлектростанции. Казалось бы, есть заводские ветряки, но многих не устраивает их стоимость (не менее 35 тысяч долларов) и большая мощность (от 50 киловатт). Для частного дома это много, поэтому и обращаются ко мне. Скажем, один мужчина, живущий в Карпатах, говорит, что у него ветер дует практически всегда, и заказал установку. Но я поясняю, что не могу браться за такую масштабную работу — мне уже 69 лет, к тому же недавно получил серьезную травму бедра.

Чтобы своими руками сделать такую установку, следует быть мастером на все руки — электриком, сварщиком, слесарем, монтажником… И таких людей среди тех, кто мне пишет, немало. Но вот проблема: в Украине днем с огнем не сыщешь генераторы на пять-десять киловатт (они преобразуют механическую энергию в электрическую). Собственно, это главная причина того, что пока никто не сделал такую же ветроэлектростанцию, как у меня.

Ветроэлектростанция собственной конструкции далеко не единственное изобретение Ярослава Бендаса. В свое время он даже автомобиль «Жигули» усовершенствовал.

- Машину я купил в 1976-м и проездил на ней 30 лет, недавно продал в довольно хорошем состоянии, — говорит Ярослав Николаевич.  — Сохранить автомобиль удалось благодаря моему изобретению. Я обратил внимание на то, что «Жигули» порядком изнашиваются, так как в холодное время года после запуска двигателя одна из важнейших деталей — распределительный вал — несколько секунд вращается, так сказать, «всухую», то есть к нему не успевает вовремя подаваться масло. Отсюда и повышенный износ. Я придумал, как подавать масло без задержек, что и сделало мои «Жигули» «долгожителем». Вообще второй этаж нашего дома превратил в мастерскую. Еще одну мастерскую устроил в подвале. Неудивительно, что в доме у меня работает масса всяческих механизмов, которые я сам придумал и сделал. Вот, например, шторы на окнах открывает и закрывает автоматика…

4080

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Читайте также
Новости партнеров

© 1997—2020 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины

Материалы под рубриками "Официально", "Новости компаний", "На заметку потребителю", "Инициатива", "Реклама", "Пресс-релиз", "Новости отрасли" а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер