ПОИСК
Події

«за пять месяцев мы ни разу не слышали голосов своих близких», -

0:00 8 жовтня 2009
говорят родственники членов экипажа «Ариана», захваченного сомалийскими пиратами

Когда произошел вооруженный захват, а затем 133-суточное удержание в плену теплохода «Фаина», об этом говорил практически весь мир. Легче ли стало от того команде — почти двум десяткам наших соотечественников, неизвестно. Но их родственникам хотя бы удавалось «выжимать» из властей обещания о скорейшем освобождении пленников.

А когда 2 мая нынешнего года те же сомалийские пираты захватили в 250 милях к юго-западу от Сейшельских островов в Индийском океане балкер «Ариана», Иосиф Винский, в то время министр транспорта Украины, заверил, что этот теплоход будет освобожден гораздо быстрее «Фаины». Чиновник особо подчеркнул, при каком именно условии это случится — при полнейшей тишине. То есть молчат родственники, молчит пресса, молчит морское сообщество… Следует отдать должное бывшему министру: все развивалось и развивается по сегодняшний день фактически по его сценарию. Все, за исключением… обещанного скорейшего возвращения «Арианы» и ее экипажа.

«Когда пароход захватили бандиты, у дочки случился выкидыш на пятом месяце беременности»

- На «Ариане» у меня двое близких и дорогих людей: 35-летняя дочь Лариса, судовой кок, и зять Константин Крупский, третий штурман, — говорит одесситка Валентина Салынская.  — Последний раз они звонили перед захватом судна. Сообщили, что через две недели заканчивается их трудовой контракт и они отправятся домой. Лариса находилась в положении, ожидали рождения сыночка… Но пароход захватили бандиты, у дочери случился выкидыш на пятом месяце беременности…

В рейс она пошла не от хорошей жизни: накануне в доме произошел страшный пожар, для восстановления жилья требовались деньги. Зарабатывать мы привыкли честным трудом. Поварской стаж Ларисы — более 18 лет, она готовит отлично, «по-домашнему». Моряки всегда были довольны, сыты и благодарны. И не только на «Ариане». До этого Костя и Лариса вместе плавали на судне другой фирмы, но там возникли проблемы с выплатой зарплаты. Так и не возвратили положенного за два длительных рейса…

Мы удивлены бездействием чиновников, нежеланием делиться с нами информацией о самочувствии наших родственников на «Ариане». Ведь, помимо Ларисы, в составе экипажа есть еще одна женщина…

- У нас противоречивая информация, частично получаем ее в одесском «Укркрюинге», частично — в Киеве, куда вынуждены постоянно ездить жены моряков, частично — из средств массовой информации, — говорит Виктор Юрин, отец судового электросварщика Александра Юрина.  — В Министерстве иностранных дел нам конкретно не говорят, что происходит. Судовладелец и крюинговое агентство постоянно ведут переговоры лишь с капитаном. Правда, журналистам начальник отдела «Укркрюинга» Ирина Гончар прямо заявила: «Сообщение моряков об ужасающем положении на «Ариане» явно было написано под давлением пиратов. Мы говорили по телефону с капитаном судна и коком Ларисой Салынской, которая якобы родила. О выкидыше она не говорила, кровотечения у нее нет. Но разговаривала странно, будто намекала, что не все в порядке… »

Вообще-то, многие отечественные чиновники от транспортной сферы, да и от внешнеполитического ведомства убеждены, что плененным морякам следует стопроцентно доверять лишь в исключительных случаях. Они уверены в том, что именно таким образом пираты пытаются ускорить получение выкупа. Любопытно: на чем базируется подобная убежденность?! Мы хотим добиться четкого ответа на вопрос: какие меры предпринимаются для освобождения экипажа?

Освобождением «Арианы» занимаются госструктуры, которые Кабмин… ликвидировал еще до захвата судна?

В начале сентября сообщалось, что жизнь моряков «Арианы» под угрозой, у всех проблемы со здоровьем. Команду кормят отходами: привозят с материка гнилой рис, ржавую грязную воду. Экипаж балкера призвал украинские власти ускорить переговоры об освобождении и добиться немедленной эвакуации кока Ларисы Салынской, состояние которой остается тяжелым. Об этом капитан «Арианы» Геннадий Воронов сказал в телефонной беседе журналистам агентства Франс-Пресс. Западные средства массовой информации цитировали его слова: «Мы истощены и полны отчаяния. Пожалуйста, окажите давление на собственников судна с тем, чтобы они действительно начали переговоры».

Агентство сослалось также на представителей экологической организации Ecoterra International, занимающейся проблемами пиратства. По их словам, женщина-кок может погибнуть из-за отсутствия медицинской помощи.

В середине сентября в Одессе в офисе украинской государственной компании «Укркрюинг» состоялось очередное собрание родственников моряков. Здесь Ирина Гончар сообщила присутствовавшим: «В переговорах судовладельца с пиратами по выкупу экипажа и судна наметились очевидные сдвиги. Но сообщать подробности я не имею права».

- Украинский омбудсмен попросила помощи в деле освобождения моряков «Арианы» у своих коллег — омбудсменов зарубежных стран, — констатировал советник Уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой Валерий Аблазов.  — Ведь это дело касается всех — и Греции, откуда родом судовладелец, и Мальты, флаг которой носит «Ариана», и Великобритании, где находится компания-оператор захваченного судна. Совместными усилиями предприняты шаги к ускорению процесса переговоров, очевидным результатом которого стало уменьшение на порядок суммы выкупа…

В отсутствие министра транспорта (после освобождения Иосифа Винского должность остается вакантной) первый заместитель руководителя этого ведомства Василий Шевченко поручил «Государственному департаменту морского и речного транспорта, а также Главной государственной инспекции по безопасности судоходства продолжить активную работу по разрешению вопроса с захватом пиратами судна «Ариана». Указанным структурам поручено организовать совещание с участием профсоюзов по определению необходимых для разрешения вопроса мероприятиях». Эти строки взяты из заявления пресс-службы Минтранссвязи, текст которого размещен на официальном сайте ведомства.

- Такое заявление вызывает массу вопросов, — считает член президиума Украинской коллегии юристов морского права Денис Кешкентий.  — Государственный департамент морского и речного транспорта и Главная государственная инспекция по безопасности судоходства — две структуры, ликвидированные постановлением Кабинета министров Украины № 227 от 5 марта 2009 года. Судно «Ариана» было захвачено пиратами в тот период, когда этих двух морских структур уже не было. Тогда каким образом, как указано в заявлении, они «активно работали»?!

Поначалу пираты требовали 10 миллионов долларов

Ситуация на захваченном пиратами балкере «Ариана» с украинскими моряками — «непростая, но не трагическая». Об этом 26 сентября заявил первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Степан Гавриш. По его мнению, «пираты не заинтересованы, чтобы на судне умирали люди. Но мы помним, что были случаи, когда это имело место». Речь идет, в частности, о сухогрузе «Марафон» с измаильским (Одесская область) экипажем. Во время нападения на это судно бандиты убили сварщика Сергея Вартенкова.

Степан Гавриш добавил, что «посредники от пиратов и судовладельцев» по-прежнему «торгуются за цену» — то есть размер выкупа за «Ариану». Стороны «примерно понимают ту линию, где могут сойтись интересы».

Отчаявшись добиться конкретных шагов со стороны официальных украинских властей по освобождению экипажа, их родственники пригрозили громкими акциями протеста, вплоть до самосожжения перед зданием Кабмина. Об этом уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева сообщила (фактически в то же время, что и Степан Гавриш) на встрече с делегацией Ассоциации бывших депутатов Европарламента. Правда, по словам Карпачевой, размер выкупа удалось снизить «почти вдвое, но цифра эта не окончательная». (Поначалу пираты требовали 10 миллионов долларов, а потом якобы согласились на сумму от пяти до восьми миллионов «зеленых». )

Недавно омбудсмен встретилась с матерями и женами моряков «Арианы». После чего родственников членов экипажа приняли в Министерстве иностранных дел Украины. Служба внешней разведки пообещала им продемонстрировать снимки из космоса, где запечатлена «Ариана» и находящиеся на ее борту люди — чтобы родные убедились в том, что все живы.

Как вдруг прозвучало, словно гром среди ясного неба, заявление начальника оперативного отдела государственного предприятия «Укркрюинг» Ирины Гончар, распространенное рядом изданий: «Министерство иностранных дел и другие компетентные органы не помогают в освобождении моряков судна «Ариана» из плена сомалийских пиратов. Женщины-родственницы моряков судна часто ездят в Киев, но пока никакой реальной помощи им не оказывают. Переговорный процесс продолжается, но никаких новостей или определенности пока нет… »

- Когда государство бессильно, люди могут надеяться только на помощь Всевышнего, — констатирует Елена Юрина, мать моряка-сварщика Александра Юрина.  — Мы, родственники, буквально не находим себе места от волнений и переживаний. Пять месяцев! За это время мы ни разу не слышали даже голосов своих родных! Посторонние люди сочувствуют нам. Знаю, что в Одессе один моряк даже заказал молебен о здравии и освобождении экипажа «Арианы».

Написать отзыв о статье 

359

Читайте нас у Telegram-каналі, Facebook та Twitter

Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів
 

© 1997—2022 «Факти та коментарі®»

Усі права на матеріали сайту охороняються у відповідності до законодавства України.

Матеріали під рубриками «Офіційно», «Новини компаній», «На замітку споживачу», «Ініціатива», «Реклама», «Пресреліз», «Новини галузі» а також позначені символом публікуються у якості реклами та мають інформаційно-комерційний характер.