ПОИСК
Події

«раньше я видел только двумя глазами, а теперь их у меня аж десять — столько, сколько пальцев на руках»

0:00 11 січня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Незрячий массажист из Луцка Александр Войнаровский ставит на ноги больных малышей, мечтает о собственных детях и уверяет, что зрение ему… не нужно

Незрячий житель Луцка Александр Войнаровский — человек удивительной судьбы. В свои тридцать лет он — авторитетный в городе детский массажист и просто счастливый молодой мужчина. На вопрос, интересуется ли научными открытиями, с помощью которых можно было бы вернуть зрение, ответил, что снова видеть… не хочет.

«Услышав над собой мамин голос, я удивился, что не вижу ее. Мне стало страшно… »

- Мне очень нравилось ходить в детский сад, но так получилось, что именно там я получил травму, вследствие которой потерял зрение, — говорит Александр Войнаровский.  — Пусть лучше мама об этом расскажет. Я детство помню смутно.

- Такое невозможно забыть, — тяжело вздыхает мать Александра Галина Федоровна.  — Саша рос, нормально развивался, был веселым, любознательным, все схватывал на лету. Стишок мог запросто выучить за десять минут по дороге в детский сад.

Беда свалилась на нас как снег на голову. Саше было пять с половиной лет. Во время зарядки в садике сын упал и ударился головой об опрокинутый стульчик. Травма оказалась достаточно серьезной, даже швы пришлось накладывать. Но рана быстро зажила, и мы о ней на некоторое время забыли.

РЕКЛАМА

Примерно через полгода Сашу стали беспокоить постоянные головные боли. Обследование показало, что в голове у сына образовалась гематома (сгусток крови), о которой вначале никто и не догадывался. Мы консультировались у лучших местных врачей, приглашали специалиста из Львова. Нас направили в Киев. В столице Саше сделали операцию, удалили гематому. Сыночек снова стал вести себя, как обычный ребенок: много двигался, резвился со сверстниками. Как и каждый мальчишка, падал, несколько раз травмировался. Наверное, и головой ударялся, хотя никто этого не видел. В общем, у него в голове стала собираться жидкость, ухудшилось самочувствие. На повторную операцию мы отправились в Москву. Но там нам посоветовали делать ее… в Киеве.

Врачи пытались лечить Сашу, назначали разные лекарства, но толку от них было мало. Сыночек постепенно терял зрение. Я с тревогой замечала, что он стал как-то странно обходить предметы, будто они казались ему слишком большими либо, наоборот, слишком маленькими. Саша молчал до последнего дня. А однажды проснулся и говорит: «Мама, я тебя не вижу… »

РЕКЛАМА

- Тот день запомнился мне на удивление четко, — говорит Александр.  — Накануне вечером, ложась спать, я еще немного видел, а утром, открыв глаза, в первый момент подумал, что еще ночь. Услышав над собой мамин голос, удивился, что не вижу ее. Мне стало страшно…

Разволновавшись, Александр замолчал. Галина Федоровна горько заплакала. Справившись с нахлынувшими эмоциями, женщина продолжила свой рассказ:

РЕКЛАМА

- Я позвонила в Киев врачу, который оперировал Сашу. Выслушав меня, он сказал, чтобы мы срочно приезжали. Сыну сделали повторную операцию, но было уже поздно. Зрение не вернулось. Окулист сказал, что у Саши атрофировались глазные нервы, пытался успокоить меня, говорил, что Саша, возможно, перерастет недуг и со временем снова будет видеть. К сожалению, он ошибался.

В первый класс Саша пошел в девять лет. Я добилась в Министерстве образования, чтобы ему разрешили учиться в специализированной школе для незрячих во Львове, а не в закрепленном за Волынской областью Мукачево, куда из Луцка ехать намного дольше, чем до Львова. Младшие классы сын окончил на отлично. Позже знания давались ему несколько тяжелее, но он старался. Я не подгоняла его, не хотела, чтобы перенапрягался. Главное, сын усвоил, что важно очень чего-то захотеть, поверить в позитивный результат — и все получится. Саша серьезно увлекался историей, играл на баяне, научился хорошо готовить.

Жил сын в школьном общежитии, с такими же, как он, незрячими детьми. Я ездила к нему каждую неделю. Снимала на выходные квартиру. Мы много гуляли по городу, Саша рассказывал о своих успехах, мы вместе радовались его достижениям…

В восьмом классе у Саши заболела спина. Врач обнаружил отложение солей, направил на массаж. Массажист оказался тоже незрячим. Между ними с первых минут общения возникло полное взаимопонимание. В результате Саша увлекся массажем настолько, что решил поступать в медучилище. Но встал вопрос: в какое именно училище подавать документы? К счастью, эта проблема оказалась разрешимой. В Геническом (Херсонская область) медучилище как раз открыли для слабовидящих отделение по подготовке массажистов. Узнав об этом, Саша загорелся ехать в Геническ. Я очень переживала, ведь это так далеко. Как он там будет — один, в общежитии, в котором даже нет столовой? Но в то же время понимала, что он нашел себя, и самое важное сейчас  — не сбить его с избранного пути.

«Чтобы успеть сойти с поезда, Саше иногда приходилось срывать стоп-кран»

- Саша готовился к поступлению очень серьезно, — говорит Галина Федоровна.  — Слушал надиктованные на кассеты тексты, читал литературу по системе Брайля, которую освоил в совершенстве. Некоторые учебники читала ему я.

Первый экзамен, по украинской литературе, Саша сдал на отлично. Интересное совпадение. В поезде по дороге в Геническ он несколько раз повторил стихотворение Сосюры «Любiть Укращну». И именно это произведение попалось ему в экзаменационном билете. Второй экзамен, по биологии, Саша сдал на четыре. В итоге набрал необходимое для поступления количество баллов.

В Геническе сын столкнулся с массой проблем. В комнате в общежитии с ним жили еще три парня, тоже незрячие. Для них учеба была на втором месте. Им больше хотелось погулять, развлечься, а заодно выпить, покурить. Саше было трудно учиться в таких условиях. Воспитатели это видели и старались ему помочь. При первой же возможности ребят расселили. Некоторое время Саша жил в комнате один. Сам готовил есть на электроплите. Выручал электрочайник. В нем он не только чай заваривал, но и яйца варил, и макароны. Домой приезжал дважды в год — на каникулы. Отправляя его обратно, я нагружала продуктами несколько сумок. В Геническ поезд прибывал в три часа ночи, стоял всего две минуты. За это время Саша должен был успеть сойти на перрон со всеми вещами. Он мог это сделать, лишь предварительно договорившись с проводником о помощи. Иногда приходилось срывать стоп-кран. Проводник вызывал такси и прослеживал, чтобы тот погрузил в багажник все сумки. Таксисты обычно попадались порядочные, с доброй душой, подвозили незрячего студента под двери общежития, помогали отнести сумки в комнату.

Окончив медучилище, Саша устроился в Луцке массажистом в детскую поликлинику. На работу сын ходит сам. Здесь недалеко, всего две троллейбусные остановки, пешеходные переходы оборудованы говорящими светофорами.

- Свою работу я ни на какую другую не променяю, — увлеченно говорит Александр.  — Делаю массаж детям. Ребятишки — моя особая любовь. В среднем принимаю от восьми до десяти маленьких пациентов в день. Помню, два года назад принесли малыша, которому было всего две недели и четыре дня. Мальчику понадобился срочный массаж по поводу, если не ошибаюсь, синдрома двигательных нарушений. Слава Богу, все прошло благополучно. Но такие крохи в моей практике — скорее исключение из правил. Обычно же имею дело с детьми в возрасте от двух месяцев до четырнадцати лет.

Интереснее всего работать с самыми маленькими. Выполняя лечебный массаж, иногда приходится доставлять малышам некоторый дискомфорт. Чтобы не хныкали, отвлекаю их от неприятных ощущений сказками, стишками и песенками. Больше всего карапузы любят сказку о двух петушках, которые горох молотили, и двух веселых гусях — тех, что у бабушки жили.

- Как родители ваших маленьких пациентов относятся к тому, что их детям делает массаж незрячий специалист?

- Многие папы и мамы первые два-три сеанса наблюдают за процессом с опаской. Но затем страх уходит.

- Обычно, лишая человека одного, Бог дает другое, причем весьма щедро… Такое понятие, как шестое чувство, вам знакомо?

- У меня сильно обострены слух, внимание, а также чувствительность рук, особенно пальцев. Эти качества с лихвой компенсировали отсутствие зрения. Как-то мама одной пациентки стала меня жалеть: «Как же вам, наверное, тяжело без глаз!» В ответ я показал ей свои руки и произнес: «Я поменял два на десять». То есть раньше видел двумя глазами, а теперь их у меня аж десять.

- А сны вам снятся?

- Да, но и в них я ничего не вижу. Только слышу и ощущаю.

- В последнее время появляется все больше сообщений о новых методиках возвращения зрения…

- Еще несколько лет назад я мечтал, что когда-нибудь снова буду видеть, но сейчас не хочу. Я счастлив и за все благодарен Богу. А моя заветная мечта — иметь собственных детей. Верю, что придет время, и я встречу свою вторую половинку.

- После окончания медучилища Саша проходил у нас практику, — говорит врач ЛФК (кабинет лечебной физкультуры) Луцкой городской детской поликлиники Александр Илясов.  — А пять лет назад стал членом нашего коллектива. О таких людях говорят «безотказный». Родителей детей, которым назначается массаж, я всегда пред-

упреждаю, что ими будет заниматься незрячий специалист. Большинство мам и пап остаются довольны результатами лечения. А если возникает необходимость в повторном курсе массажа, просят направить их ребенка именно к Александру Войнаровскому.

590

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів