ПОИСК
Події

«деньги мы вам вернем. Но стоит ли упускать прекрасный шанс заработать? Приводите еще людей и получайте дивиденды! « -

0:00 20 січня 2007
убеждали клиентов организаторы финансовой пирамиды, существовавшей под видом благотворительного фонда «Полтава». Апелляционный суд Полтавской области приговорил махинаторов к пяти годам лишения свободы

Два миллиона 800 тысяч гривен (это только то, что доказано следствием и судом!) сумели забрать у доверчивых жителей Полтавской области организаторы финансовой пирамиды под видом благотворительного фонда «Полтава». Впрочем, по мнению специалистов, потерпевшие, лишившиеся своих сбережений и имущества, психологически были готовы к роли жертв.

В числе потерпевших оказались сотрудники милиции, налоговой инспекции, прокуратуры, адвокаты…

«Только продажа приносит деньги, все остальное стоит денег», «Человек лишь тогда что-либо делает, когда видит в этом выгоду», «Кто-то работает, а кто-то зарабатывает», «А хорошо бы зарабатывать деньги в геометрической прогрессии, и при этом ничего не продавать!»… Если эти фразы периодически повторять человеку на протяжении пяти часов, наверняка они произведут на него нужное воздействие. Но ведь «сначала надо что-то дать, чтобы потом что-то взять» (еще один слоган, постоянно звучавший на информационных семинарах).

«Обработанные» люди давали, кто сколько мог, хотя такса была определена в размере двух с половиной тысяч долларов. А вот брали деньги в основном организаторы. Их задержали прямо в зале, где народу вешалась лапша на уши. Двое мошенников получили пять лет лишения свободы, двое — четыре года, еще пятеро осуждены на меньшие сроки.

Официально потерпевшими от благотворительного фонда «Полтава» признано свыше 120 человек. Среди них есть и сотрудники милиции, налоговой инспекции, прокуратуры, адвокатуры… Естественно, никто из них не захотел давать интервью, чтобы не «светиться» в прессе даже под вымышленной фамилией — стыдно, что попались на крючок к мошенникам.

РЕКЛАМА

- Мы отдали тысячу долларов, которые мама, воспитывая нас с братом одна после смерти отца, смогла скопить, получая скромную зарплату повара, — рассказывает 26-летняя полтавчанка Наталья Черненко (фамилия изменена.  — Авт. ).  — В 2003 году, когда это случилось, я как раз закончила технический университет и подыскивала работу. А тут вдруг бывшая соседка Татьяна, с которой мы не виделись несколько лет, заехала к нам и предложила помочь с трудоустройством. «Будешь работать под моим руководством и скоро сможешь все себе позволить», — заинтриговала она меня.

Наташу тогда удивило, что в комнате, служившей конторой благотворительного фонда, куда привела ее Татьяна, не было ни офисной техники, ни соответствующей мебели. Более того, маркетинг-менеджер записывала все на листочках и от руки. Наташа поняла, что ей предстоит заниматься сетевым маркетингом, однако на уточняющие вопросы ей отвечали одно: «Приходите на встречу, там все узнаете».

РЕКЛАМА

Семья Черненко отправилась на улицу Красноармейскую, 3, где благотворительный фонд арендовал актовый зал, в полном составе — Наташа с мужем, ее брат и мама. Бывшие соседи заботливо отвезли их туда на машине. В фойе «гостей», заплативших по 30 гривен за пригласительные билеты, ожидали столы с кофе и бутербродами. Громко играла музыка, в такт которой собравшиеся радостно хлопали. Затем новичков пригласили на ознакомительную лекцию.

- Докладчик много говорил, мы по его рекомендации конспектировали лекцию, однако так и не поняли, чем же нам все-таки предлагают заниматься, — продолжает Наталья.  — И поговорить друг с другом не могли, поскольку нас «опекали» бывшие соседи и еще одна супружеская пара. Позже нам разъяснили, что это хорошо продуманный психологический прием. Даже в перерыве нас постоянно сопровождали. Только в конце мероприятия мы услышали, что вложенные в благотворительность личные средства будут приносить нам бонусы, на которые мы сможем отдыхать на дорогих заграничных курортах, ездить на престижных автомобилях, покупать шикарные квартиры — как люди, которые связали свою судьбу с фондом раньше…

РЕКЛАМА

Каждую неделю из Полтавы на счета фиктивных фирм в Киеве поступало около 90 тысяч гривен

Надо заметить, с уставными документами у мошенников все было в порядке: зарегистрированный ими фонд в областном управлении юстиции имел юридический адрес (частная квартира по переулку Госпитальному в Полтаве), идентификационный код, расчетные счета в банках. Также была определена территория (Полтавская область), на которую распространялась его деятельность. Согласно документам, фонд занимался благотворительностью в интересах общества: содействовал развитию науки, образования, культуры, охраны здоровья, а также социальной реабилитации, улучшению материального состояния малоимущих, безработных, инвалидов, других лиц, требующих опеки, предоставлял помощь тем, кто через свои увечья был ограничен в правах и законных интересах. И даже обеспечивал представительство в государственных структурах. Но все это было только видимостью.

- На самом деле под вывеской благотворительного фонда творились неблаговидные дела, — рассказывает исполняющий обязанности заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Полтавской области Алексей Бардинов.  — Смысл финансовой пирамиды сводился к тому, что человеку для участия в фонде предлагалось внести две с половиной тысячи долларов и пригласить не менее двух желающих сделать подобное «пожертвование». Из этих денег человек получал в общей сложности 600 долларов и статус «партнера» (за каждого последующего «завербованного» — по 900 долларов). По 200 долларов получали «маркетинг-менеджеры», а осталь-ная сумма шла на расчетный счет областного благотворительного фонда «Полтава». Уже оттуда по платежным поручениям, на которых стояли подписи «директора» и «главного бухгалтера», деньги переводились на счета фиктивных предприятий, откуда снимались неизвестными лицами и присваивались.

Фиктивные предприятия находились в Киеве и были зарегистрированы на фамилии людей, потерявших паспорта. Еженедельно туда из Полтавы поступало от 50 до 90 тысяч гривен.

Алексей Бардинов говорит, что доказать факт мошенничества было очень сложно, так как по документам получалось, будто люди делали добровольные взносы в благотворительную организацию, что квалифицировалось как гражданско-правовые отношения, а не уголовное преступление. Причем сумма была разбита на мелкие части, чтобы ничего не пришлось оформлять нотариально. И это являлось главным козырем организаторов фонда, когда им приходилось отбиваться от некоторых особо назойливых членов фонда, желавших вернуть свои деньги. Тем же, кто делал робкие попытки сделать это, говорили: «Никаких проблем! Деньги мы вам вернем. Но подумайте, стоит ли упускать такой шанс заработать? Приводите еще людей и получайте дивиденды!»

«Чтобы люди отдали немалые деньги, применялся целый комплекс психологического воздействия»

- «Так они же сами отдавали деньги!» — не раз я слышала эту фразу в судебном заседании от подсудимых и их адвокатов, — комментирует ситуацию старший научный сотрудник, эксперт-психолог Полтавского филиала Харьковского НИИ судебных экспертиз Татьяна Егорова, которая проводила экспертизу предоставленных правоохранительными органами оперативных материалов по уголовному делу.  — Но ведь чтобы потерпевшие добровольно расстались с немалыми суммами денег, их нужно было к этому стимулировать. И для этого применялся целый комплекс психологического воздействия.

Начнем с того, что в подобные благотворительные фонды крайне редко приглашаются люди успешные. В основном финансовая пирамида состоит из тех, кто потерял работу или имеет небольшой заработок, кого не устраивает на данный момент материальное состояние и кто этого не скрывает. Поэтому, если к вам поступит заманчивое предложение «неплохо заработать в одной организации», но при этом ее не называют, равно как и то, чем конкретно придется заниматься, стоит насторожиться. Это первый элемент воздействия на психику человека.

Дальше в ход идет антураж. На человека, пришедшего послушать лекцию, производят благоприятное впечатление хорошо обставленный холл, богато накрытые столы, множество благополучных респектабельных людей вокруг, излучающих приветливость и добродушие.

Очень действует на психику громкая музыка — ритмичная, в заданном темпе, в стиле «техно», которая буквально оглушает человека, мешая ему рационально воспринимать происходящее. Гостей рассаживали таким образом, чтобы между членами одной семьи находился кто-то, уже работавший в фонде.

Мощным эффектом психологического воздействия в ходе лекции являлось использование так называемого 25-го кадра — когда в течение нескольких часов повторяются словесные команды, направленные на то, чтобы человек принял заданное ему решение. Некоторые люди понимали истинный смысл этого действа и уходили, но многие оставались.

Дальше все происходило очень быстро. Под оглушительную музыку проводилось собеседование и подписывались важные документы. У большинства, безусловно, не было с собой двух с половиной тысяч долларов. Им очень настойчиво предлагалось внести хотя бы какую-то часть денег. Если вообще ничего не было с собой, менеджер предлагал: «Я вас сейчас бесплатно отвезу на такси домой, возьмете, сколько есть, а завтра донесете». Или предлагал быстро оформить банковский кредит «по знакомству». То есть включались все механизмы, лишь бы получить от человека хоть какой-то задаток. Как говорит Татьяна Егорова, это называется: коготок встрял — всей птичке пропасть. Ведь человек так устроен, что когда к нему возвращается критическое восприятие ситуации, срабатывает и естественная потребность вернуть утраченное. А ему говорят: так не бывает, нужно еще вносить деньги, нужно привлекать клиентов.

- Когда мы раскрутили это дело, к нам начали обращаться сотрудники правоохранительных органов из других областей, просили показать психологическую экспертизу, на основании которой строилась доказательная база, — говорит Алексей Бардинов.  — Это дало толчок ходу судебных разбирательств по финансовым пирамидам в других регионах. К сожалению, возвращать потерпевшим практически нечего — их деньги растворились. Возможно, со временем мы придем к тому, что в таких случаях часть убытков будет брать на себя государство, ведь подобного рода махинаторы действуют под прикрытием именно государственных органов.

Р. S. Автор благодарит пресс-офицера УБОП УМВД Украины в Полтавской области Яну Холодную за содействие в подготовке материала.

515

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів