ПОИСК
Події

«вы бы посмотрели ее в кордебалете! Так кокетливо и высоко никто не поднимет ножку»

0:00 7 березня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
72-летняя актриса Херсонского областного музыкально-драматического театра Генриетта Пташник выходит на сцену в купальнике, и публика восторгается ее красотой

В Херсоне не так уж много достопримечательностей, поэтому всех, кто приезжает в этот южный город, ведут в местный театр, чтобы показать Мисс Сенсацию. Именно такой статус имеет тут актриса Генриетта Пташник.

- Бывает, — рассказывают ее коллеги по цеху, — после спектакля парни-студенты делятся друг с другом впечатлениями: мол, чудо как хороша — берегись, если такая девушка полюбит! Но тут какая-нибудь билетерша не преминет открыть карты: «А знаете, сколько лет этой девушке? 72!» Билетерши обожают вставить эти свои пять копеек, чтобы насладиться изумлением публики.

То ли зрители помешались, то ли режиссеры сошли с ума, но к бабушке Генриетте действительно приклеился ярлык… самой эротичной актрисы. Роли молодых обворожительных героинь, которые особенно удаются Пташник, просто восторгают публику: ей так рукоплещут, что дирекция театра опасается, как бы потолок не обрушился зрителям на голову.

«Примчалась в Херсон и целых два года жила в театральной гримерке»

Век актрисы короток. Очень немногие остаются в театре до седых волос, переходя на возрастные роли — надо же кому-то и старух играть. Каким же было мое изумление, когда в канун

РЕКЛАМА

8 марта, посмотрев спектакль «Любовь и голуби», увидела на сцене Пташник в… купальнике(!) — Генриетта Яковлевна соблазняла главного героя, сделав свою героиню очень юной, влекущей, желанной. Разменять восьмой десяток и обнажаться на сцене, оставаться символом женской красоты? Не фантастика ли?

- Это вы еще не видели ее в кордебалете! — улыбаются режиссеры.  — Так кокетливо и высоко поднимать ножку не умеет никто!

РЕКЛАМА

Редкая премьерная афиша в Херсоне вывешивается без имени бабушки Гены. Она сегодня одна из самых востребованных актрис херсонской труппы.

- А знаете почему? — спрашивает заведующая литературной частью театра Любовь Калюжная.  — Потому что Генриетта Яковлевна… не человек, она — женщина, то есть уникальный инструмент, способный воплотить женственность на сцене. Я не знаю другой дамы, которой так бы подходило определение «роскошная».

РЕКЛАМА

В театре сейчас жесткая конкуренция, молодые актеры месяцами сидят без ролей. Наверняка возмущаются. Но ее игра — это настоящий вызов и

20-летним, и 40-летним. Как удается актрисе, разменявшей восьмой десяток, выдерживать столь жесткое соревнование?

07s08 aktr.jpg (18701 bytes)- Восьмой?! — переспрашивает Генриетта Пташник.  — Не может быть! Вы ничего не перепутали? Если серьезно, я свои года не считаю. Помнится, пришел работать в херсонский театр известный киевский режиссер Владимир Бегма. Знаете, как он меня называл? Где, спрашивает, та актриса, которая Ленина видела? А потом и сам ввел этот «осколок прошлого» на главные роли в лучшие свои спектакли. Дошутился!

Генриетта Яковлевна не делала пластических операций — сам Бог подарил ей феноменальную способность не стареть. Впрочем, актрисе мало молодо выглядеть, ей необходимо еще молодо звучать, ведь дребезжащий старческий голос плохо вяжется с

60-сантиметровой талией и свежим личиком. А Пташник по сей день занята в опереточных ролях.

- О том, что у меня чудесный голос, узнала рано, — рассказывает Генриетта Яковлевна.  — Росла в детдоме, и там меня на все праздники ставили на табуреточку: пой! Прозвище Артистка приклеилось с детства. Может, ради голоса Бог и сберег жизнь. Помню, в 1941-м наш детский дом эвакуировали из Жмеринки в Куйбышев. Моя тетя в последнюю минуту примчалась и выхватила меня из теплушки. Эшелон тот разбомбили, никто не выжил. Я же всю войну… пропела: тетя работала врачом в госпитале, и мне очень нравилось выступать перед ранеными.

После войны десятилетнюю девочку приняли в хор железнодорожников солисткой. Она рвалась получить музыкальное образование, но в Жмеринке не было тогда ни одной музыкальной школы. Зато по радио постоянно звучала классическая музыка, и к 15 годам Гена самостоятельно разучила почти все женские партии из самых популярных опер. С тех пор, где бы она ни выступала, то и дело слышала вопрос: «Вы, наверное, учитесь в консерватории?» Девушка рано выскочила замуж за баса из того же железнодорожного хора — он был намного старше, зато обещал Гене повезти ее учиться.

- Но супруг прекрасно понимал: если отпустит меня — потеряет, поэтому даже не собирался отдавать в науку, — говорит женщина.  — Я не сразу это поняла. У нас родился сын, время шло…

А потом она подала на развод и умчалась в Киев, отнесла документы в эстрадно-цирковое училище. В жюри был знаменитый Тарапунька.

- Дчвчино, — сказал он Гене, — ти заблудилася, голубко! Негайно вчдправляйся в студчю при театрч оперети, там якраз проводять набчр.

Ее приняли после первого же тура. А так как студийное образование не предполагает стипендии, педагоги договорились с дирекцией Киевского театра оперетты, чтобы талантливую студентку ввели в роль. К тому же ей доверили перед спектаклями разносить актерам обувь. Гена запомнила, как одна из прим пошутила: девочки, а ведь нам не гнушается прислуживать будущая великая певица. Вскоре театр повез на гастроли в Москву оперетту «Севастопольский вальс», в которой играла самоучка из Жмеринки. Увидев на афише театра Вахтангова свою фамилию, девушке показалось: мечтать больше не о чем — все сбылось!

«От мытья туалетов я перешла к преподаванию сценического мастерства»

Не успела Пташник закончить студию, как за ней выстроилась очередь: один из лучших в Союзе Свердловский театр оперетты звал к себе, одесситы — к себе, киевляне предлагали остаться в столице. Но она к выбору будущего места работы подошла по-женски практично: им с сынишкой нужно где-то жить, на общежитие она не соглашалась, а квартиру предлагал только Херсон.

- В театрах, от которых отказалась, можно было сделать более блестящую карьеру, — соглашается певица.  — Но если каждый день поешь, нагрузка большая, голос быстро изнашивается, стареет. А в драматическом театре его легче сохранить. Выхожу на сцену в свои 72, чтобы петь, и планирую ближайшие десять лет от этой привычки не отказываться. Но самое смешное в том, что примчалась я тогда в Херсон и целых два года жила в… театральной гримерке. Меня просто обманули!

Но зато уж тут она блистала! По восемь-десять главных ролей за сезон! Поклонники, цветы, овации…

Прошли годы, вырос новый зритель, давно нянчат внуков ее бывшие партнеры по сцене, а Генриетта по-прежнему в зените славы, кумир публики, ее любят и носят на руках.

- Это нетрудно, я легкая, — смеется она.

Будешь легкой, если десятилетиями придерживаться железного правила: в день спектакля — ни крошки во рту.

- Попью с утра сырой водички с лимончиком, и все,  — признается прима.  — А вечером, после спектакля, так устанешь, что, кроме чая, ничего уже не хочется. У меня желудок с кулачок, для актрисы — то, что надо!

В конце голодных 90-х прошлого века, когда людям было не до театра, а артисты, чтобы выжить, переквалифицировались в «челноков», Пташник и себе нашла подработку — в китайском ресторанчике заслуженная артистка Украины… мыла полы и убирала туалеты. Пока ее за этим не застал ректор одного из местных вузов, заядлый, кстати, театрал. Через неделю Гена Яковлевна преподавала на факультете культуры и искусства Херсонского государственного университета сценическое мастерство. Лучшего танцующего и поющего доцента-практика вуз даже не мечтал заполучить, а студенты в ее лице обрели настоящего театрального наставника.

«Недавно закончила вуз и получила диплом психолога»

- В канун своего 70-летия я тоже решила поступить в вуз, — рассказывает Генриетта.  — Потому что хорошего образования так ведь и не удалось получить. Я с таким интересом бегала на пары! Друзья, конечно, подсмеивались, советовали адекватно относиться к своему возрасту: мол, в доцентки — куда ни шло, но зачем записываться в студентки? Тем не менее свой диплом по квалификации практического психолога я получила совсем недавно, он дает мне право продолжить преподавательскую работу.

Так что херсонская примадонна может с полным правом вписать свое имя в Книгу рекордов Украины не только как самая почтенная опереточная исполнительница, но и как одна из старейших в стране студенток.

- Впрочем, как бы молодо ты ни выглядела, со временем приходит понимание, что важно не то, оставишь после себя имя на земле или нет, — задумчиво говорит женщина.  — Главное — какой предстанешь перед Богом?

Больше десяти лет назад Пташник начала петь в церковном хоре, углубленно изучать Библию. Но в храме, узнав, что она актриса и полуобнаженной выходит на сцену, отлучили сестру Гену от веры.

- В моей жизни был один страшный момент, — вспоминает собеседница.  — Заболел сын. Он уже взрослый, стал музыкантом. И вымаливая ему у неба здоровья, я как-то воскликнула: «Господи, спаси моего ребенка! Я даже из театра ради этого уйду!» Мои мольбы были услышаны, но обет я нарушила, из театра не ушла. И расплатилась страшно: пять лет назад сын исчез. Ушел утром из дома и не вернулся. Документы не взял. Никто его больше не видел. А я живу с чувством вины. Раз дала слово, должна была уйти с подмостков. Если это не расплата, тогда что?

Несколько лет назад один из новых режиссеров, приехав в Херсон, решил поставить оперетту «Цыган-премьер» Кальмана. И неожиданно предложил Генриетте Яковлевне партию 19-летней Юлюшки, дочери цыгана.

- Ах, какие там великолепные арии! — восхищенно вздыхает актриса.  — Музыку я знаю, но надо было выучить десятки страниц текста! Впрочем, главные роли — это всегда много слов, а в мои годы зубрить уже трудновато.

Именно с Юлюшки началось ее триумфальное возвращение в профессию. И потом пошло — Кармен, Констанция, графинюшка, спектакль за спектаклем. Она молодо выглядит, молодо звучит. Минувшей осенью, когда Херсонский музыкально-драматический театр праздновал 70-летие, ее представляли так: «Сейчас на сцену выйдет актриса, которая на несколько лет старше нашего театра». Публика смеялась, считая, что ее разыгрывают — Пташник, которая в зените славы, за… 70? Не выдумывайте!

- Говорят, в таком возрасте человек уже не испытывает тех бурных страстей, которые позволяют играть искрометных героинь? — напрямую спрашиваю у артистки.

- Когда влюблена в партнера, петь легче, — с улыбкой соглашается Генриетта Яковлевна.  — Сейчас чувство приходится уже наигрывать. Но на то опыт и мастерство. Однако разве из ролей что-то узнаешь о любви? Нет, — грустно машет рукой прима.  — Мудрость приходит с возрастом. И сейчас, под занавес, я понимаю: тогда, в свои сорок, поступила неверно. Муж, он же и коллега, очень талантливый и красивый человек, завел роман на стороне. Я собрала вещи и ушла. Помню, его мама умоляла меня: «Гена, не уходи, он только тебя любит! Ведь даже к солнышку тебя ревнует». (Я очень любила загорать в каком-нибудь уединенном месте нагишом. ) Не послушалась. А потом мысленно сравнивала всех мужчин с любимым и убеждалась: нет, не то! Если любовь случилась, под ее чарами ходишь всю жизнь. Да, замужество — не синоним счастья, но если 8 марта сама себе покупаешь подарки, это грустно.

Она со вкусом одевается, обожает высокие каблуки, по-девичьи стройна. Волшебное обаяние не исчезло под натиском лет, и если бы театр так эпатажно не разглашал, сколько ей лет, никто бы и 50-ти не дал. Ну да ей плевать на возраст — у красивых женщин возраста нет.

 

1092

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів