ПОИСК
Події

«по трубе я плыл задом наперед… Боялся, что застряну»

0:00 10 березня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Шестилетний Владик Власюк, больше пяти минут пробывший в ледяной воде и перенесший клиническую смерть, чудом остался цел и невредим и… даже не простудился

ЧП со счастливым финалом случилось в селе Скибы Любомльского района Волынской области. Шестилетний Владик Власюк, поскользнувшись, упал в мелиоративный канал. Мощным потоком ледяной воды его затянуло в проложенную под насыпью трубу и протащило по ней более 15 метров! На помощь тонувшему мальчику, рискуя жизнью, бросился 67-летний Степан Купрач. Владик пробыл под водой больше пяти минут, у него не было дыхания и сердцебиения, тем не менее мужчине удалось вернуть его к жизни. Спасение малыша сопровождал целый ряд удивительных стечений обстоятельств…

«Владик молча смотрел мне прямо в глаза, потом его затянуло в трубу. У меня в руке осталась его варежка… »

- Моя дочь Оксана живет на той же улице, где и бабушка Владика Власюка, недалеко от мелиоративного канала, — рассказывает Степан Купрач.  — В тот день (это была пятница) я пришел к Оксане помочь по хозяйству. Она была на работе, дома оставался мой внук Димка. Надо отметить, что зимой я хожу к дочери редко. И в ту пятницу не планировал идти, но утром вдруг появилась мысль: надо бы наведаться, посмотреть, что да как, поросят покормить, курочек. В общем, собрался и пошел.

Ближе к полудню к Димке пришли друзья, в том числе Владик Власюк. Владик живет с родителями в другом селе, а в Скибы приезжает в гости к бабушке с дедушкой. Дети играли на улице, я занимался по хозяйству. Ничто не предвещало беды. Вдруг послышались детские крики. Я выскочил из сарая. Подбегает Дима и, как гром среди ясного неба: «Дедушка, помоги, Владик утонул!»

- Владик пускал по воде бумажные кораблики, я стоял рядом, — вступает в разговор десятилетний Дима.  — Вдруг он поскользнулся и упал в канал. Я схватил его за руку, но вытащить не смог. Владик молча смотрел мне прямо в глаза, потом сильное течение затянуло его в трубу. У меня в руке осталась его варежка. Я побежал за дедушкой.

РЕКЛАМА

- Рядом был еще кто-то?

- С нами гуляли несколько мальчиков, но они испугались и только молча стояли.

РЕКЛАМА

- Пытаясь вытащить Владика, ты рисковал вместе с ним оказаться в воде. Страшно было?

- Испугался я сильно, но ведь Владика нужно было спасать!

РЕКЛАМА

- Я побежал к насыпи, — продолжает Степан Акимович.  — Обычно воды в канале — максимум по колено, но в тот день он был, как речка с быстрым течением. Дело в том, что в пятницу запустили на полную мощность насосную станцию под Любомлем. В результате уровень воды поднялся в несколько раз, глубина достигала двух метров… Спрашиваю у Димы: «Где Владик упал?» Внук показал на ту сторону насыпи. Владика там не оказалось. Бегу на другую сторону. Из проложенной под насыпью трубы вывалилась то ли тряпка, то ли мешок. Я сразу и не догадался, что это и есть Владик. Кто бы мог подумать: его, беднягу, втянуло в трубу (ее диаметр — примерно полтора метра) и протащило по ней более 15 метров! Выпав из трубы, малыш тут же скрылся под водой. Потом сверху показался капюшон детского пальтишка. Меня обожгла мысль: это Владик! Я с разгону прыгнул в воду. На мне были ботинки, брюки и зимняя куртка. Ледяная вода обожгла кожу (погода была морозная), перехватило дыхание, но в тот момент об этом не думалось. Все мысли были направлены на то, как спасти ребенка, не дать ему пойти ко дну. А глубина там — мне с головой. Схватив Владика за воротник, я принялся изо всех сил грести к берегу.

«Малыш не дышал, пульс не прощупывался. Я перегнул его через колено — изо рта пошла вода»

- Мальчик не подавал никаких признаков жизни: не дышал, пульс не прощупывался, — продолжает свой рассказ Степан Акимович.  — Усевшись на снег, я перегнул его через колено вниз головой — изо рта пошла вода. Затем уложил на спину, несколько раз надавил на грудную клетку, чтобы завести сердце. После этого собирался делать искусственное дыхание, но Владик… открыл глаза! Никогда не забуду этот взгляд: глубокий-глубокий, как будто два черных озера… Несказанно обрадовавшись, я воскликнул: «Молодчина, Владик, будешь жить!» Он ничего не ответил, только слегка пошевелился. В это время прибежали две соседки и унесли его домой. Там раздели, растерли водкой. Хотели вызывать «скорую помощь», но из Любомля как раз приехал на своей машине племянник бабушки мальчика. Решив не тратить время на вызов и ожидание «скорой», он увез Владика в районную больницу. Кстати, вот вам еще одно весьма удачное стечение обстоятельств. Дело в том, что тот племянник приезжает в Скибы довольно редко. Не ждали его родственники и в пятницу. Как говорится, прибыл ко времени и к месту.

- Степан Акимович, вы оказали малышу квалифицированную помощь. Приходилось спасать утопающих?

- Нет, я действовал интуитивно.

- Вы, не раздумывая, прыгнули в ледяную воду…

- Так ребенок же погибал! А вообще, я не «морж», раньше в проруби не купался, — улыбается мой собеседник.  — Правда, и со здоровьем особых проблем не имел. Разве что спина частенько прихватывала — у меня смещение позвоночных дисков. К счастью, когда вытаскивал Владика, спина не потревожила. А чтобы не простудиться после «купели», первым делом пошел к дочке, хорошенько растерся, переоделся в сухую одежду, выпил рюмку водки. Согревшись, отправился домой. А ночью впервые в жизни прихватило сердце. Вдруг стало трудно дышать, в груди сдавило. Жена дала выпить сердечные капли, валидол под язык. Часа через полтора отпустило. Больше сердце не беспокоило. От простуды тоже Бог миловал…

- Владик поступил к нам с диагнозом: утопление в пресной воде, общее переохлаждение, — говорит врач-анестезиолог реанимационного отделения Любомльской центральной районной больницы Наталия Лищук.  — Температура тела мальчика опустилась ниже 36 градусов. Его состояние оценивалось как тяжелое, но не критическое, благодаря тому, что Степан Купрач оказал ему своевременную и грамотную помощь. Также свою положительную роль сыграл мороз. Малыш пробыл в воде дольше трех минут, а это чревато серьезными осложнениями: вследствие разрушения клеток головного мозга человек может остаться психически неполноценным. В холодной же среде происходит своеобразная консервация организма, включая центральную нервную систему. В итоге Владик остался цел и невредим, не пострадала у него и психика. В подобных случаях говорят: родился в рубашке… Когда Владика привезли, он был в сознании, адекватно реагировал на окружающих. Ему назначили необходимое в таких случаях лечение и комплексное обследование. К утру следующего дня он окончательно пришел в норму, стал проситься домой. Обследование не выявило никаких отклонений, и малыша перевели в детское отделение, откуда еще спустя сутки выписали в удовлетворительном состоянии…

Я навестил Владика у него дома, в селе Новые Кошары Ковельского района.

- Мама говорила, чтобы я не ходил на речку, но я пошел, — охотно вспоминает подробности случившегося с ним ЧП мальчик.  — Больше так не буду… Мы с Димой пускали кораблики. Я поскользнулся и упал в воду. Мне стало страшно. Протянул руку Димке. Он хотел меня вытащить, но не смог, и я утонул. Меня затянуло в трубу. По трубе я плыл задом наперед, головой несколько раз ударился. Боялся, что застряну. Греб, пока не стали болеть руки. Глаза сами закрылись. Я больше не шевелил руками, только думал: вот доплыву до коряги, схвачусь за нее и вылезу на берег. А еще помню, как из меня выливалась вода и как меня несли на руках по селу. Сейчас у меня ничего не болит, только вот здесь чуть-чуть, — мальчик приложил руку к груди.

- Купаться любишь?

- Да, но на ту речку больше не пойду.

- Ох, какой шок мы пережили! — волнуется мать Владика Наталья.  — Слава Богу, все закончилось благополучно. Дай Бог Степану Акимовичу долгих лет жизни. Чтобы в таком возрасте броситься в ледяную воду спасать чужого ребенка — это же какое большое сердце нужно иметь!

В тот день я дежурила по локомотивному депо в Ковеле. Примерно в полпятого вечера звонит сестра и говорит: «Ты только не пугайся, твой Владик чуть не утонул. Он в реанимации, но в сознании, уже разговаривает». Я чуть в обморок не упала. Сразу позвонила начальнику, попросила замену и поехала к сыну в больницу.

Владик лежал под капельницей. Увидев меня, стал плакать. Говорит: «Мама, мне уже лучше, но бабуля плачет и я плачу, побудь возле меня». Я просидела возле него всю ночь. Вскоре сыночек перестал плакать, разговорился. Сказал, что очень хочет есть. Однако врач не разрешил, мол, организм еще не готов принять пищу. Но как объяснить ребенку, почему ему нельзя кушать, даже если сильно хочется? Он полночи просил дать хоть что-нибудь. Не выдержав, я принесла из столовой корочку хлеба. Он с таким аппетитом ее сжевал! Утолив голод, Владик уснул. На следующий день нас перевели в детское отделение. Там я его хорошенько накормила. Постепенно Владик окончательно пришел в норму. Дождавшись результатов анализов и убедившись, что осложнения сыночку не грозят (особенно я опасалась, чтобы не началось воспаление легких и не пострадали почки), мы отправились домой. Сейчас он совершенно здоров. Правда, иногда жалуется на боль в животе и груди. Врачи говорят, что это, скорее всего, последствия попадания в организм большого количества ледяной воды, а также резких надавливаний на грудную клетку при оживлении.

«Проходя мимо канала, всегда глядела на него со страхом. Появлялась мысль, что с моими детьми именно здесь случится беда. Я сразу начинала молиться… »

- Скажите, вам снились вещие сны, были тревожные предчувствия? — интересуюсь у Натальи.

- Вечером накануне ЧП, укладывая Владика спать, я вдруг ощутила сильнейшую тревогу. Мне так не хотелось отправлять его к бабушке! Причем подобное произошло со мной впервые в жизни. А еще у меня вдруг возникло непреодолимое желание поцеловать засыпающего сыночка, но не как обычно, а с особым чувством, будто бы нам предстоит долгая разлука. В ту же ночь мне приснилось, что у меня выпал зуб. Но крови не было. Это означало, что нас ожидает что-то страшное, но все закончится благополучно. Так и получилось. Но это еще не все. Когда Владик попал в беду, меня вдруг очень сильно потянуло на… песни. Никогда раньше такого не было. Я прямо на рабочем месте стала напевать народные украинские. Старалась делать это как можно тише, дабы не вызвать у окружающих лишних разговоров. Мне потом говорили, что такое бывает: в минуты опасности у человека, даже ничего не знающего о происходящем несчастье, может вдруг возникнуть желание петь, причем обязательно веселые, оптимистичные песни. И еще одно наблюдение. Каждый раз, бывая в Скибах и проходя мимо мелиоративного канала, я глядела на него с непонятным страхом. Появлялась мысль, что с моими детьми (у Владика есть десятилетняя сестричка Катя) именно здесь случится беда. Я тут же начинала молиться, просила Господа отвести опасность от сына и дочки…

- Степан Купрач поступил, как и подобает настоящему мужчине, — сказал начальник ГУ МЧС Украины в Волынской области Владимир Грушовинчук.  — По итогам акции «Герой спасатель года» мы поощряем таких людей грамотами, премиями или ценными подарками. Это минимум, что можно для них сделать… К сожалению, не всем везет так, как Владику Власюку. Поэтому хотелось бы напомнить универсальное правило безопасного поведения на воде в холодное время года — вообще не выходить на водоемы. В условиях нынешних погодных условий, когда лед тонкий и хрупкий, это особенно опасно. Причем касается это как детей, так и взрослых.

Автор благодарит пресс-службу ГУ МЧС Украины в Волынской области за помощь

в подготовке материала.

447

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів