ПОИСК
Події

«персонал предупреждали: «в палату к новому подопечному входите только по трое — это маньяк! »

0:00 24 березня 2007
Передано в суд дело в отношении директора одного из психоневрологических интернатов в Донецкой области, по вине которого миролюбивый, законопослушный житель областного центра почти два месяца пробыл под замком в одиночной палате для буйнопомешанных

24s08 man.jpg (18231 bytes)До сих пор потерпевший, которого незнакомцы в камуфляже вывезли поздно вечером прямо из дому и поместили в закрытую палату интерната для психоневрологических больных, находится под охраной, ему даже временно сменили место жительства. Людей, которые его похитили, установить пока не удалось. Директор интерната (по чьему указанию молодой человек содержался за железной дверью без всяких документов) ожидает суда, находясь под подпиской о невыезде.

«Препараты, которые кололи пленнику, могли превратить его в «растение»

История человека, нелегально и незаконно помещенного в один из психоневрологических интернатов Донецкой области, загадочна и ужасна, как фильм из разряда советской постперестроечной кино-»чернухи». 29-летний житель Донецка Анатолий (имя изменено.  — Авт. ) попал в разряд «пропавших без вести» в августе прошлого года. И мог бы «не найтись», если бы не прокурорская проверка милицейского «отказного материала».

- Заявление в милицию о том, что неизвестные люди забрали Анатолия из дому и увезли его, поступило от соседки парня через три дня после его исчезновения, — рассказал «ФАКТАМ» старший следователь прокуратуры Кировского района Донецка Андрей Степанчук.  — Милиция через некоторое время отказала в возбуждении уголовного дела по этому факту, сославшись на то, что парень, по имеющимся у них сведениям, собирался уехать в Россию на заработки. Вот туда он, как предположила милиция, и убыл, а искать его там, дескать, возможным не представляется. Однако, изучив этот отказной материал, прокурор Кировского района Донецка Сергей Новиков пришел к выводу, что основания такого отказа незаконны, а материалы доследственной проверки собраны не в полном объеме.

Еще бы! Даже не сведущему в законах человеку ясно, что на заработки — с постели, в тапочках, да еще под принуждением (сожительница парня и соседка видели, что Толика насильно впихнули в машину) — не отправляются. Как выяснилось, подруга Толика была в его доме в тот вечер, когда незнакомцы в камуфляже (молодой человек их принял за милиционеров) постучали в дверь и попросили хозяина пройти с ними. Объяснили, что на рынке, где он подрабатывал грузчиком, якобы произошла кража. С тех пор Анатолию никто уже ничего не пояснял, да и от него никто в дальнейшем объяснений не требовал.

РЕКЛАМА

Парня привезли в незнакомое ему место и поместили в «камеру» — палату для особо буйных пациентов с зарешеченным окном и железной дверью. Анатолий до сих пор не понимает, за что с ним так поступили. А тогда он даже не знал, выйдет ли когда-нибудь из заточения?! Тем более что, как установило следствие, «пациента» усиленно лечили.

- Анатолий, хоть и имеет некоторое отставание в развитии и дефекты речи, но окончил обычную школу, никогда не лечился и в лечении не нуждался,  — рассказывает следователь Андрей Степанчук.  — А вот на фоне некоторых недостатков в его развитии систематические инъекции препаратов, подавляющих волю (установлено, что вводили аминазин), могло спровоцировать постепенное превращение этого человека в «растение». Но, к счастью, потерпевший пробыл в интер-нате относительно недолго — месяц и три недели.

РЕКЛАМА

Неучтенному «пациенту» питание не полагалось. Его не кормили, а… подкармливали

Оперативники, которым прокуратура возвратила их «отказной» материал, исполнили указание прокурора. И о чудо(!), нашли «заробитчанина» уже на второй день поисков — в психоневрологическом интернате.

Директор учреждения пребывание на территории человека без документов от правоохранителей скрывать не стал. И даже объяснил это своей сердобольностью: дескать, решил пригреть бомжика, который со своей подругой прибился к нашему подсобному хозяйству (где разводят свиней), а мы не стали прогонять — жалко же людей. Пусть-де помогают за предоставленные пищу и кров.

РЕКЛАМА

- К моменту прибытия милиции директор успел освободить своего пленника из заточения: оперативники нашли Анатолия на территории подсобного хозяйства, — продолжает следователь Андрей Степанчук.  — В подтверждение своей версии руководитель интерната даже предъявил паспорт женщины, которая якобы «прибилась» к ним вместе с Толиком, а потом ушла. Но в ходе следствия выяснилось, что эта женщина проживает по месту регистрации, указанной в ее паспорте. Она никогда не бомжевала, с Анатолием не знакома и даже не представляет, где находится интернат, и почему у директора этого учреждения оказался ее паспорт, который был ею когда-то утерян. Ответа на этот вопрос директор не дал, однако версию о том, что Анатолия привезли сюда насильно, упорно отрицает.

Однако скрыть от персонала учреждения пребывание в нем человека без документов было практически невозможно. Поэтому сотрудникам директор объяснил, что документы на нового подопечного — не их ума дело, а вот в палату к нему лучше входить только… по трое, так как молодой человек — буйнопомешанный, бандит, насильник и чуть ли не сексуальный маньяк.

- Вообще-то Толик — существо тихое, я бы даже сказал, смиренное, — грустно улыбается следователь в ответ на вопрос о том, могли ли здравомыслящие работники интерната поверить характеристике, данной пациенту директором.  — Жизнь у него была нелегкая: они с младшей сестрой осиротели, когда учились еще в школе. А затрудненная речь вообще сделала парня немного замкнутым, но, по отзывам его окружения, характер у него ангельский — мухи не обидит. Хотя, оказавшись в заточении, даже такой тихоня потерял душевное равновесие: порвал матрас, подушку. Но потом смирился с безысходной ситуацией, чему способствовали уколы и вынужденная «диета».

Дело в том, что неучтенному пациенту питание было не положено. Потому медперсонал из жалости подкармливал «тихого маньяка» тем, что удавалось «отщипнуть» от порций легально пребывавших здесь людей. И, конечно, медсестры не могли не подозревать, что парень — никакой не бандит и находиться здесь не должен (содержание в этом интернате душевнобольных преступников не предусмотрено, для этого есть специальная лечебница). Более того, чтобы поступить в данное учреждение, которое находится в ведении Управления труда и социальной защиты, нужна путевка. А чтобы ее получить, необходимо собрать 29(!) справок. У Анатолия не было ни одного документа! Журнал дежурств, в котором могло быть отмечено его пребывание в «одиночке» и назначение лекарств, к моменту прибытия правоохранителей из интерната… «исчез».

«До окончания следствия бывшего «узника психушки» взяли под охрану»

- Материалы в отношении медработника, назначавшего Анатолию уколы, направлены в районную прокуратуру, — сообщил следователь.  — А дело в отношении похитителей парня, которых он в сумерках толком разглядеть не мог, выделено в отдельное производство. О цели помещения дончанина в психоневрологический интернат пока остается только догадываться.

По информации следствия, ничего противоправного потерпевший не совершал, в конфликте ни с кем не состоял, денег больших не занимал, на его «должность» — грузчика на рынке — никто не претендовал. Ценностей у Толика нет и в помине, он даже не является собствен-ником части дома (на две квартиры), в которой проживает. Он там основной ква-ртиросъемщик. Хотя домишко, где проживал Анатолий, — не дворец, но стоит в тихом райончике, на природе. Место самое подходящее для возведения коттеджа для какого-нибудь обеспеченного украинца, желающего сбежать от городской суеты, не выезжая за пределы Донецка. Следствие не исключает, что именно участок мог стать лакомым кусочком для «черных маклеров». Но и утверждать этого не может: дело в том, что за время отсутствия парня приватизировать это строение никто не пытался. Может, просто ждали, пока Толика в «психушке» превратят в «растение»?

Под суд вместе с директором пойдут еще 13 человек, которые способствовали финансовым нарушениям своего босса. Руководитель оформлял своих знакомых и родственников водителями, сестрами и работниками столовой. Появления их на работе не требовал, а на зарплату «мертвым душам» из государственного бюджета ушло почти 20 тысяч гривен.

- Это то, что нельзя было скрыть, даже выкрав журнал передачи смен, — рассказал следователь.  — А вот с утратой этого журнала многое для следствия осталось тайной. Например, были ли в этом учреждении закрытого типа еще «узники психушки», подобные Анатолию. К сожалению, люди, которые содержатся в интернате, не могут быть свидетелями в суде в силу своих умственных расстройств (они инвалиды первой и второй групп).

Я думаю, что появлению в интернате правоохранителей обрадовались и некоторые его сотрудники, и пациенты. Работники учреждения пожаловались, что директор вел себя высокомерно и обложил их мелкой данью, в частности за… удобный график работы. Но взятку без оперативного документирования конкретного факта не докажешь… То же и с жалобами пациентов на плохое питание и выдачу им не в полном объеме положенных 30 процентов от пенсии. По документам — все в ажуре…

До уха корреспондента «ФАКТОВ» тоже дошли некоторые жалобы. Например, о том, что бесправным пациентам процент от пенсии могли «занизить» или заменить продуктовым паечком  — немного конфеток, печенья, курева. Как я узнала, проверяется и документация об умерших в этом интернате в 2006 году, среди которых были и сравнительно молодые люди — 30-40 лет.

- Прокуратура ходатайствовала перед судом о помещении бывшего директора интерната (уже назначен новый директор.  — Авт. ) под стражу, поскольку, находясь на свободе, он оказывал давление на свидетелей, — говорит Андрей Степанчук.  — Приезжал к ним домой и угрожал, склоняя к даче ложных показаний: дескать, я выкручусь, а вы все работать в интернате уже не будете. Районный и апелляционный суды с нашим ходатайством согласились. Но через два месяца апелляционный суд изменил свое мнение, решив, что состояние здоровья арестованного не позволяет ему находиться под стражей, и отпустил его под подписку о невыезде. Отмечу, что сейчас решается вопрос о привлечении к ответственности двух работников СИЗО, написавших главному фигуранту этого дела «жуткий» диагноз в медицинской справке. Усомнившись, я запросил всю медицинскую документацию обвиняемого. И увидел, что ранее арестованный на указанные в справке болячки не жаловался и врачи подобных симптомов у него не наблюдали.

Поскольку похитители Анатолия пока не пойманы, бывшему «узнику психушки» до окончания судебного процесса выделили охрану.

292

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів