ПОИСК
Події

«я поднялся, держа пистолет в руке, и скомандовал: «за мной! « видимо, в этот момент корреспондент меня и сфотографировал»

0:00 6 квітня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
90-летний фронтовик Павел Федорович Петров, считающий, что он запечатлен на знаменитом военном фото «Комбат», доживает свой век на окраине Мариуполя

62 года назад на страницах фронтовых газет был напечатан легендарный снимок фотокорреспондента Макса Альперта, который облетел весь мир. Затвор фронтовой «лейки» сработал как раз в тот момент, когда рядом во весь рост поднялся офицер, призывая бойцов идти в атаку. Но вот назвать имя героя тогда никто не мог. Не знал его и автор, поэтому подписал фото одним обобщающим словом — «Комбат». В военные и послевоенные годы многие узнавали в Комбате своего мужа, отца, дедушку. И это закономерно: мужественный командир, запечатленный в решающий миг боя, стал обобщенным образом воина-защитника. В том бою полегли многие, считалось, что погиб и Комбат…

«Легендарный Комбат жив!»

В начале 70-х годов журналисты «Комсомольской правды» и луганской областной молодежки «Молодогвардієць» установили, что на снимке запечатлен уроженец Запорожья младший политрук Алексей Еременко. И весной 1980 года на месте его гибели у политого кровью Бахмутского шляха (Луганская область) поднялся 11-метровый монумент. В содружестве с архитекторами Шеховцовым, Довженко и Тищенко народный художник Украины Иван Чумак в бронзе и граните воссоздал образ Комбата.

То, что прообразом памятника был Алексей Еременко, долгое время ни у кого не вызывало сомнений. Но не так давно ко мне пришла делегация ветеранов и 06s12 komb2.jpg (10334 bytes)ошарашила сенсационной новостью: «Легендарный Комбат не погиб! Проживает в Мариуполе, в Приморском районе. На днях ветерану исполнился 91 год».

Павел Федорович Петров ждал гостей: встретил в праздничном костюме с иконостасом орденов и медалей. На столе — вазы с краснобокими яблокам, апельсинами, конфетами и две бутылки сухого венгерского вина. Друзей-фронтовиков узнавал только по голосу: сказались раны, вот уже несколько лет, как ветеран полностью ослеп. Но несмотря на солидный возраст, Павел Федорович обладает поразительной памятью. Он без заминки называет даты более чем 60-летней давности, номера частей, фамилии однополчан, названия высот… В ходе почти двухчасовой беседы с ветераном удалось в деталях восстановить одну из страниц Сталинградской битвы, которая длилась почти 200 дней и ночей.

РЕКЛАМА

«Склоны горы были усеяны телами погибших красноармейцев»

… В уральском рабочем поселке Сухой Лог Свердловской области из моряков-дальневосточников, спешно переброшенных поближе к линии фронта, была сформирована 93-я механизированная стрелковая бригада, которой сразу же присвоили название ударной. Перед отправкой на Сталинградский фронт моряки сменили черные бушлаты на пехотные серые шинели и эшелоном направились в самое пекло войны. Старшего лейтенанта Павла Петрова, оперуполномоченного особого отдела, еще на Урале предупредили: «С вашей бригадой в Сталинград едет один известный московский фотокорреспондент».

Бригаду сразу бросили на самый уязвимый участок обороны — южную окраину Сталинграда. Здесь не прекращались упорные, но безуспешные бои за высоту 92-05, в районе Лапшин-сада, неподалеку от железнодорожной линии, идущей на Бикетовку. С этой высоты просматривался и обстреливался практически весь город, особенно страдал от огня противника Сталинградский тракторный завод. Поэтому фашисты всеми средствами пытались здесь укрепиться. Помимо нескольких линий траншей, железобетонных дотов, множества фортификационных сооружений, они использовали подбитый советский тяжелый танк «Клим Ворошилов», в котором надежно укрылись немецкие снайперы. Все подступы к высоте пресекал шквал огня, и склоны были усеяны телами погибших красноармейцев.

РЕКЛАМА

Тем не менее командование фронта поставило перед необстрелянной в боях 93-й бригадой боевую задачу: овладеть неприступной высотой и отбросить окопавшихся там немцев. Решено было взять высоту прямым штурмом. «Любой ценой выполнить задачу!» — получили приказ бойцы второго батальона, вместе с которым в бой пошел и старший лейтенант Павел Петров.

«Ползу на раненой ноге и кричу: «Окружай высоту!»

- Это было 25 октября 1942 года, — вспоминает Павел Федорович Петров.  — Командир батальона майор Гордиенко поднял бойцов на штурм, мы окружили высоту со всех сторон. Однако ночью 26 октября немцы сумели отбросить наших солдат, от прямого огня пришлось укрыться за линией железной дороги. Комбат был тяжело ранен, его вынесли с поля боя, а затем санитарной авиацией отправили в московский госпиталь. Большинство ротных офицеров тоже были ранены или погибли. Из штаба бригады срочно прислали нового командира, капитана Голубева. И вновь бойцы поднялись на штурм высоты. В 700-800 метрах от вражеских укреплений немецкие снайперы, стрелявшие разрывными пулями, смертельно ранили комбата Голубева. Я видел, как он мучился с разорванным животом. Но и его, умирающего, вынесли с поля боя.

РЕКЛАМА

Ситуация становилась критической, но приказ — взять высоту во что бы то ни стало — надо было выполнять. Оставшиеся в живых бойцы, залегшие за железнодорожной насыпью, обратились ко мне: «Товарищ политрук! Если вы подниметесь в атаку, мы пойдем за вами!» По нашей просьбе для подкрепления штаб выслал три легких танка. Вот тогда я поднялся с пистолетом в руке и повел за собой батальон. Мельком увидел бегущего военного с фотоаппаратом, но тогда подумал, что это наш ротный фотограф. Когда до вражеских дотов оставалось 70-100 метров, атака опять захлебнулась — немцы начали бить прямой наводкой из противотанковых орудий. Тогда я во второй раз поднялся, держа пистолет в руке, и скомандовал: «За мной!» Видимо, в этот момент корреспондент Альперт и нажал на спусковую кнопку «лейки». Бежали мы прямо на дот, и метрах в 20-25 от огневых точек фашистов меня ранило в ногу. Ползу и кричу: «Окружай высоту!» Но солдаты уже и без моей команды окончательно выбили немцев с высоты 92-05.

Потом, уже за Волгой, политрука отыскал старший офицер штаба и сообщил, что командование 93-й бригады представляет старшего лейтенанта Петрова к высокой правительственной награде — ордену Боевого Красного Знамени. Но наградной лист так и не ушел в Москву. Непосредственный начальник Петрова — начальник особого отдела бригады — не стал подписывать ходатайство: «Я его в бой не посылал».

06s12 komb1.jpg (11681 bytes)О дальнейших фронтовых дорогах Павла Федоровича можно написать целую повесть. Прошел с боями от Сталинграда до Будапешта, где был последний раз ранен. В обмен на жизнь военные хирурги предложили ампутировать обе ноги, раздробленные взрывом снаряда. Петров отказался и выжил, всем смертям назло. В госпитале в Евпатории познакомился с медсестричкой Верой, ставшей спутницей на долгие годы совместной жизни. Сейчас овдовел, но рядом — внуки и правнуки. Значит, жизнь продолжается, и было за что воевать.

862

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів