ПОИСК
Події

Украинский судмедэксперт давид валиахметов: «я стоял у кромки океана на таиландском острове пхукет, где под напором цунами погибли тысячи людей, но в воду зайти так и не решился»

0:00 20 січня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Киевский врач побывал в эпицентре трагедии по собственному желанию. За шесть дней он вместе со своими иностранными коллегами составил медицинское описание более ста тел погибших

«Как ни цинично это звучит, я отправился в зону бедствия из-за профессионального интереса»

Киевлянин Давид Валиахметов, взяв отпуск по основному месту работы — в Киевском городском бюро судебной медэкспертизы, полетел в Таиланд.

- О том, что в местах, пострадавших от цунами, нужны судмедэксперты, я услышал в телевизионной программе на следующий день после трагедии, — говорит Давид Валиахметов.  — Но так как я не сидел перед «ящиком», то не увидел номер телефона, по которому следует обращаться. Стал звонить в Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций, но меня направили в медицинскую фирму «Борис». Диспетчер этой организации записала мои данные, и уже на следующий день со мной связался директор фирмы Михаил Радуцкий. Поинтересовавшись, есть ли у меня заграничный паспорт, сообщил, что вылет запланирован на 3 января.

- Семья не пыталась вас отговаривать от поездки? Ведь никто точно не знал, как разворачиваются события в Таиланде, специалисты опасались возникновения эпидемий…

РЕКЛАМА

- Близкие отнеслись с пониманием. Для них было ясно, что я хочу выполнить свою работу там, в зоне бедствия. Думаю, если бы у нас произошло какое-то ЧП, нашлись бы иностранцы, решившие помочь. Кроме того, мною двигал еще и профессиональный интерес, как ни цинично это звучит. Во-первых, я понимал, что среди погибших и пострадавших могут быть и наши соотечественники, нужно попытаться их найти. А во-вторых, трагических событий таких масштабов, к сожалению, происходит все больше. Поэтому людям разных специальностей нужно знать, как действовать в подобной ситуации.

… Мы встретились с Давидом в выходной день неподалеку от его дома на Подоле. Врач спокойно рассказывал обо всем увиденном. Хотя было несколько моментов, когда его голос дрогнул.

РЕКЛАМА

- Перед вылетом в офисе медицинской фирмы «Борис» меня познакомили с детьми, родители которых отдыхали в Таиланде и не выходили на связь со своими родными со дня цунами, — продолжает Давид Валиахметов.  — Мальчика лет двенадцати и девочку лет четырнадцати привезла бабушка. Мы взяли у них кровь, пряди волос, дактилоскописты сделали отпечатки пальцев. Уже перед вылетом домой я отдал этот пакет сотруднику Министерства здравоохранения Таиланда.

«Каждые сутки на территорию лагеря для работы с неопознанными телами поисковики доставляли более ста трупов»

В Бангкоке Давид и его коллега передали представителям местной власти гуманитарную помощь, собранную медицинской фирмой «Борис».

РЕКЛАМА

- Затем вместе с нашим консулом Александром Кротенко мы отправились ближайшим рейсом на остров Пхукет, — продолжает Давид.  — Нас поселили в здании международного колледжа — у студентов как раз были каникулы, их комнаты пустовали. Меня поразил лагерь беженцев, организованный в центре самого большого на острове города. Там находятся тысячи пострадавших, в основном, конечно, тайцы. Каждый день в этот лагерь приезжают люди, которые ищут своих родных.

- Вы видели среди них граждан Украины?

- Нет. Нашего соотечественника консул обнаружил в одной из четырех больниц острова. Мужчина попал под волну, его сильно проволокло, из-за чего у него была рваная рана ноги. В каждой больнице Пхукета есть телефон, по которому пострадавший может позвонить в любую страну мира и три минуты бесплатно поговорить. Кроме того, везде организованы информационные центры, где можно получить или оставить информацию о пропавших, пострадавших и погибших.

- Где вы работали?

- В городе Као-Лак. Там, кстати, находится одна из самых фешенебельных гостиниц «Софитель», наиболее пострадавшая от цунами. В ней жили и украинские туристы. На территории буддистского храма организован огромный лагерь, куда доставляют неопознанные тела. По периметру его охраняет тайская полиция. Круглосуточно несколько десятков человек одновременно принимают людей, сообщающих данные о своих пропавших родственниках. Там всегда была очередь из 50-70 человек. Дальше расположена огороженная контейнерами территория. Охранники осматривают всех входящих и пускают туда только специалистов, которые работают в поисково-идентификационной команде. Кстати, меня не сразу допустили к работе. Австралиец, главный в этой зоне лагеря, улыбаясь, сказал: «Для вас работы нет». Но зачем же я тогда преодолел тысячи километров? Чтобы прогуливаться? Попросил его повторить те же слова по телефону нашему консулу и объяснить, почему мне не разрешают помогать. Ситуация сразу же изменилась: мне выдали специальный комбинезон, и я приступил к работе. Каждый час на территорию лагеря прилетали два-три вертолета с телами погибших, в течение суток поступало более ста трупов. Все тела в пластиковых мешках с бирками, на которых записана минимальная информация: пол, где нашли, куда направили…

- А раса? Ее ведь можно определить на глаз…

- У всех тел были серо-зеленые кожные покровы из-за того, что они лежали в иле, грязи, во влажной и жаркой среде. Расу установить было невозможно. Поэтапно описывали рост, одежду, если она была, внешний вид, особые приметы. Водой смывали водоросли и ил. Тела обязательно фотографировали и снимали на видео, нумеровали. Только после этого к делу приступали дактилоскописты — полицейские из Новой Зеландии и Австралии. Затем начиналась работа патологоанатомов и судмедэкспертов. На специальную схему тела человека наносились все его особенности. После нас дантисты составляли схемы зубов. Последний этап — рентген челюстей и взятие двух зубов для последующих ДНК-исследований. Если это было невозможно сделать, брали кусочек трубчатой кости. Практически все трупы, которые я видел, были целыми. Два или три фрагмента тел при мне доставили из-под завалов.

- Сколько тел описали вы?

- Больше ста. Несмотря на то что я не первый год работаю судмедэкспертом, такое количество трупов — тяжелое зрелище, к этому никогда нельзя привыкнуть.

«Большинство людей не смогло выбраться из-под огромной толщи воды»

- Вы были на побережье, возле отелей?

- Да, — продолжает Давид.  — Один раз поехал туда вместе с сотрудниками телеканала «Интер», которые занимались поиском граждан Украины (»ФАКТЫ» от 18 января.  — Авт. ). Меня удивило, насколько выборочно шла волна цунами. В некоторых местах разрушено все, нельзя найти ни одного уцелевшего здания, а буквально в нескольких метрах от этой разрухи — почти нетронутые отели и дома тайцев.

- На острове, наверное, царит траур…

- Там нет такого проявления скорби, как у нас. Местные жители продолжают работать, каждому иностранцу улыбаются, стараются помочь в меру своих возможностей. Тайцы невероятно трудолюбивы. Думаю, они приведут в порядок побережье очень быстро, чтобы туристы вновь посещали эту экзотическую страну.

- Но, говорят, над островом Пхукет ощущается трупный запах…

- Я этого не почувствовал — возможно, из-за сильного насморка, который у меня начался в Таиланде.

- Среди трупов, которые вы видели, могли быть тела наших соотечественников?

- Я не могу ответить на этот вопрос. Опознание удастся провести только после ДНК-исследований. То есть после того, как все трупы будут найдены и описаны, у родственников погибших возьмут анализы и начнут сравнивать. На это, конечно, уйдет какое-то время. Но нас заверили, что контейнеров и специальных камер для хранения тел достаточно, чтобы провести все исследования и после этого передать тела родным и близким.

- Какие травмы в основном стали причиной гибели людей?

- Многие из них утонули — не смогли выбраться из-под огромной толщи воды. Кроме того, практически всех погибших волна волочила по земле вместе с обломками деревьев, разрушенных зданий…

- Сейчас многие компании продолжают отправлять своих туристов в Таиланд. Отдыхающие купаются в океане, который еще совсем недавно унес жизни тысяч людей…

- Думаю, там, где стихийное бедствие не коснулось отелей, вполне можно чудесно провести время. Остров несколько раз прочесали, так что тел погибших в земле уже нет. Местные власти делают все, чтобы не было вспышек эпидемий. Правда, я сам стоял у кромки океана, но войти в воду, чтобы искупаться, так и не смог.

21 января Давид Валиахметов снова собирается лететь в зону бедствия, теперь по направлению Минздрава Украины.

2309

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів