ПОИСК
Події

Убийство пациентов, которым гарольд шипман вводил смертельную дозу героина, стало для семейного врача настоящим наркотиком

0:00 16 січня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Британский маньяк, лишивший жизни около 300 человек, повесился в тюремной камере

Во вторник утром был найден мертвым Гарольд Шипман -- британский серийный убийца по прозвищу Доктор Смерть. Он повесился в тюремной камере, связав простыни и полотенце и закрепив их на прутьях решетки в окне. Четыре года назад мистер Шипман был приговорен к 15 пожизненным заключениям плюс еще четырем годам тюрьмы за подделку завещаний. 15 максимальных сроков ему дали за 15 убитых им человек. Столько убийств удалось доказать прокурору на суде, однако по данным специальной комиссии, созданной уже после вынесения приговора, Доктор Смерть отправил на тот свет около 300 человек! Точное количество жертв этого маньяка вряд ли когда-нибудь удастся установить. Шипман не сознался ни в одном из совершенных им преступлений, навсегда унеся свою страшную тайну.

За пристрастие к наркотикам Шипмана уволили с должности участкового врача

Доктор Смерть вошел в историю как серийный убийца, побивший все известные «рекорды» по количеству жертв. Даже колумбийский маньяк Педро Алонсо Лопес, осужденный в 1980 году за убийство 57 детей, был не так жесток. Правда, часть экспертов-криминалистов считает, что Монстр из Анд (прозвище Лопеса) убил более 200 подростков. Но и в этом случае Шипман его превзошел. Равно как и другого колумбийского маньяка Луиса Гаварито, который сознался в изнасиловании и убийстве 181 мальчика в конце 90-х годов прошлого столетия.

Гарольд Фредерик Шипман родился в семье рабочих 14 января 1946 года. Он был общительным и умным ребенком. В школе чувствовал свое превосходство над одноклассниками. Родители гордились успехами сына в учебе. Когда Гарольду было 17 лет, его мать умерла от рака. Он решил стать врачом, чтобы помогать людям бороться с болезнями.

В 1965 году Шипман поступил на медицинский факультет университета в городе Лидс. Учеба по-прежнему давалась ему легко. У молодого студента было много свободного времени. Он подружился с дочерью хозяина квартиры, где снимал комнату. Вскоре молодая женщина забеременела. Гарольд сделал ей предложение, и в ноябре 1966 года влюбленные поженились.

РЕКЛАМА

Это была идеальная семья. В 1970 году Шипман закончил университет и устроился участковым врачом в городе Тодморден. Его жена Примроз работала на полставки медсестрой в регистратуре местной поликлиники. Остальное время посвящала воспитанию четырех детей.

И вдруг через несколько лет вокруг Шипмана разразился скандал. Коллеги уличили его в приеме наркотиков. Гарольд сам себе выписывал препараты на основе морфина. Его уволили. Он отправился лечиться от наркозависимости в специальный центр в графстве Йорк. В 1977 году был снова допущен к работе и обосновался в городе Хайд в качестве семейного врача.

РЕКЛАМА

Для пожилых пациенток добрый доктор стал настоящим ангелом милосердия

Новый доктор довольно быстро набрал солидную клиентуру. Его пациентами стали около трех тысяч человек. Он пользовался большим уважением в городе, особенно у пожилых людей. Коллеги считали Шипмана трудоголиком. Он чуть ли ни каждый день совершал длительные обходы, посещая своих пациентов на дому. Никто не сомневался в его профессионализме. В 1993 году семейный доктор полностью распрощался со всеми своими партнерами -- временными и постоянными -- и открыл собственный кабинет. Примроз Шипман вела карточки пациентов мужа -- в основном пожилых женщин: бывших работниц местных фабрик, секретарш, домохозяек. Некоторые из них были совершенно одиноки, другие жили отдельно от своих детей и внуков. Для них заботливый, вежливый доктор стал настоящим ангелом милосердия. Гарольд приходил к пациенткам домой без звонка, чтобы просто проведать, узнать, как они себя чувствуют. Внимательно выслушивал не только их жалобы на здоровье, но и обычную женскую болтовню.

Все шло прекрасно, пока владельцы местного похоронного бюро не обратили внимание, что их «клиентками» чаще всего становятся пациентки Гарольда Шипмана. По городу поползли слухи. Но от страшных мыслей отмахивались не только полицейские, но и родственники умерших женщин. Семейного доктора защищала его безупречная репутация.

РЕКЛАМА

Ситуация изменилась в 1998 году, когда скончалась бывший мэр Хайда Кэтлин Гранди, пациентка Шипмана. Она оставила завещание, согласно которому все ее сбережения в размере 350 тысяч фунтов стерлингов (более 500 тысяч долларов по тогдашнему курсу) отходили семейному доктору. Дочь Кэтлин Анджела, будучи опытным адвокатом, заинтересовалась подозрительным документом. Мать всегда обсуждала с ней все свои финансовые дела и уж точно сообщила бы дочери о таком тексте завещания. Анджела провела экспертизу подписи покойной и установила, что ее кто-то подделал. Тогда она обратилась к двум женщинам, которые якобы присутствовали при составлении завещания и расписались на нем в качестве свидетелей. Старушки пришли в изумление, услышав все это. И тогда адвокат пошла в полицию.

За дело о странной смерти бывшего мэра взялись инспектор Стен Эгертон и суперинтендант Бернард Постлс. Они сразу обратили внимание на то, что сомнительное завещание было отпечатано на машинке, а не написано от руки. Причем печатали документ заглавными буквами и с грамматическими ошибками. Словно хотели убедить всех, что делала это пожилая женщина с плохим зрением. Анджела сообщила полицейским, что ее мать прекрасно владела английским и порой находила ошибки в документах, подготовленных дочерью-адвокатом!

Следователи вызвали на допрос Гарольда Шипмана. Он все отрицал. Вел себя самоуверенно. Заявил, что понятия не имеет, почему Кэтлин Гранди завещала все ему, а родной дочери не оставила ни пенса. Но Эгертон и Постлс смогли получить ордер на обыск в доме семейного доктора. Там они нашли печатную машинку, на которой было напечатано завещание покойной миссис Гранди. Шипмана арестовали.

И только после этого город словно проснулся. Выяснилось, что десятки людей подозревали Гарольда, но боялись сами себе в этом признаться. Например, местный таксист Джон Шоу, часто подвозивший пожилых леди в магазины или кондитерскую, даже вел список умерших пациенток Шипмана! В нем оказалось 20 фамилий.

Эгертон и Постлс стали добиваться эксгумации тел покойных женщин. На это ушло много времени. Во-первых, Шипман на допросах все отрицал. Во-вторых, многие в городе продолжали считать его жертвой алчности дочери Кэтлин Гранди, которая осталась без материнского наследства. В-третьих, ни в Хайде, ни даже в соседнем Манчестере не нашлось специалиста по эксгумации. Но двое полицейских своего добились. Экспертиза останков бывшего мэра показала, что женщина умерла от передозировки диаморфина.

В полицию побежали родственники и друзья умерших пациенток Шипмана. Только теперь они начали вспоминать, что поведение доктора было подозрительным. Кто-то обратил внимание на то, что он проводил освидетельствование трупа крайне небрежно. Кого-то врач разозлил своими настоятельными советами кремировать покойницу. Говорили эти люди и о пропаже мелких вещей, принадлежавших умершим…

За решеткой убийца не мог найти новых жертв, поэтому лишил жизни себя самого

Постепенно у следователей складывалась цельная и жуткая картина. Семейный врач Гарольд Шипман убивал своих пациенток на протяжении 13 лет! В Хайде не осталось ни одной улицы, где бы Доктор Смерть не оставил свой страшный след. На Джоэл-Лейн шесть женщин, на Гарден-стрит три пациента, на Коронейшн-авеню еще трое, а в Огден-Корте восемь!

Убивал Шипман профессионально и безболезненно. Под предлогом того, что ему нужно взять кровь для анализа или ввести обезболивающее внутривенно, врач вводил пациенту 30 миллиграммов диаморфина (медицинское название героина), с действием которого был хорошо знаком. А потом Гарольд в течение нескольких минут наблюдал за тем, как жизнь покидает его жертву. Полицейские были уверены, что в эти последние пять минут их жизни большинство женщин даже не подозревали, что умирают. Они испытывали некоторое облегчение после укола и с улыбкой благодарили «доброго» доктора.

Убедившись в смерти жертвы, Шипман брал на память какую-нибудь безделушку и шел дальше по участку или возвращался в свой кабинет. И ждал, когда его позовут засвидетельствовать смерть пациентки. Бывали случаи, когда доктор хотел пощекотать себе нервишки. Тогда он сам вызывал из дома убитой «скорую помощь» или коронера и говорил, что обнаружил мертвую пациентку. Гарольд и его жена обязательно присылали близким покойных открытки с соболезнованиями…

Бернард Постлс, вышедший после раскрытия дела Шипмана на пенсию, считает, что хорошо изучил серийного убийцу. Доктор играл в Бога. Еще в детстве Гарольд был поражен могуществом людей в белых халатах. Он видел, как его мать, еще несколько минут назад кричавшая от боли, успокаивалась, получив дозу морфина. А потом, став врачом, Шипман осознал, насколько тонка грань, отделяющая жизнь от смерти. Ему доставляло наслаждение чувствовать собственную власть над чужой жизнью. И однажды доктор решился воспользоваться этой властью. Убийство стало для него новым наркотиком, гораздо более сильным, чем героин, от привязанности к которому Шипман полностью излечился. Доктор настолько втянулся в свою игру, что 25 апреля 1997 года отправил на тот свет сразу двух пациенток.

Постлс полагает, что самоубийство стало для Гарольда апофеозом. «Он довел игру в Бога до конца, забрав жизнь у себя самого. Это не было раскаянием. Это не было приговором, объявленным себе. Шипман соскучился по своему наркотику и решил испытать его действие в последний раз», -- уверен бывший полицейский.

5832

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів