ПОИСК
Події

Пилот высочайшего класса василий пастух много лет возил первых лиц украины: щербицкого, кравчука, кучму

0:00 2 лютого 2001
Інф. «ФАКТІВ»
За четыре дня до Нового года он потерял сознание за штурвалом самолета и умер в медпункте аэропорта Внуково

27 декабря 2000 года во время выполнения рейса Киев--Москва самолетом «Авиалиний Украины» ТУ-134 произошло ЧП: когда лайнер заходил на посадку и находился на высоте 600 метров, командир экипажа пилот 1-го класса 57-летний Василий Пастух потерял сознание (»ФАКТЫ» сообщали читателям об этом происшествии). К счастью, второй пилот Богдан Пилипянко не растерялся и посадил самолет. Через час, несмотря на усилия медиков, летчик скончался, не приходя в сознание.

26-летний Богдан Пилипянко впервые в жизни самостоятельно посадил самолет

Чтобы узнать о подробностях того дня, мы познакомились с членами экипажа ТУ-134, командиром которого был Василий Пастух.

-- В тот день мы приехали в Борисполь, как положено, за два часа до вылета, -- рассказывает штурман Сергей Валяев. -- Каждый член экипажа прошел медицинскую проверку. -- Она, как правило, ограничивается измерением пульса и давления. Проконсультировались у метеорологов -- как там насчет погодных условий. Рейс на Москву 6U1107 16. 15 не задерживался. Василий Кириллович был в хорошем настроении, шутил. Похвастался, что только что получил от компании новогодние подарки для внуков. Во время полета была обычная рабочая обстановка. Уже на подлете к Москве экипажу поступило сообщение, что аэропорт Внуково по причине плохой видимости закрыт. Оставались запасные варианты -- Пулково, Домодедово. Но через некоторое время Внуково вновь открылся, поэтому приняли решение садиться во Внуково. Это ситуация достаточно стрессовая, потому что летчики принимают такие вещи близко к сердцу.

-- Как вы заметили, что с командиром что-то неладно?

РЕКЛАМА

-- Самолет постепенно снижал высоту, -- говорит второй пилот 26-летний Богдан Пилипянко, лишь три года назад закончивший летное училище. -- Когда до встречи с полосой оставалось несколько минут, московский диспетчер разрешил заход на посадку. Но командир ему не ответил, хотя должен был как-то отреагировать. Я взглянул на него, а у него глаза закрыты.

-- Тут же позвали бортпроводниц, -- продолжает Сергей Валяев. -- Достали нашатырный спирт, расстегнули рубашку, распустили ремень. Пытались привести командира в сознание. Но наши усилия, увы, не увенчались успехом. Мы вытащили Василия Кирилловича из кресла, а в него сел бортинженер Валерий Гарифулин. Только из кресла первого пилота он мог выполнять свою работу и оказывать помощь второму пилоту.

РЕКЛАМА

-- Сообщили пассажирам?

-- Мы даже диспетчеру аэропорта сообщить не успели, так были заняты посадкой. Да и салон был на две трети пуст -- 22 пассажира на 68 посадочных мест. О случившемся мы доложили диспетчеру, когда уже приземлились и выруливали по полосе. (Нужно сказать, что Богдан Пилипянко впервые в жизни самостоятельно, без контроля командира, посадил 50-тонный самолет). Посадка была произведена в 18. 50. «Скорая» подъехала к кабине лайнера, как только он остановился. С величайшими предосторожностями Василия Кирилловича перенесли в машину и доставили в медпункт Внуково. Только после этого разрешили выход пассажирам. Медики вызвали «Скорую» из Боткинской больницы, которая принимает иностранцев. Но та не успела доехать -- в 19. 36 по московскому времени командир умер, не приходя в сознание. В медпункт членов экипажа не пустили, мы сидели в коридоре.

РЕКЛАМА

Из Киева прибыл экипаж замены. В обратный рейс мы летели как пассажиры. Дома были часов в двенадцать следующего дня, долго писали объяснительные.

Когда в полете на Ан-2 отказал единственный двигатель, Василий Пастух все-таки посадил самолет

Вдова летчика Нина Иосифовна, несмотря на пережитое горе, любезно согласилась на встречу с корреспондентом. Однако во время нашего разговора то и дело утирала слезы.

-- Мы с Васенькой познакомились еще в школе. Я училась в восьмом классе, он в десятом. Он с детства мечтал о небе. После школы закончил курсы Киевского аэроклуба, затем поступил в летное училище. Мы поженились, когда мне исполнилось 19 лет, а ему 21. С тех пор 35 лет были вместе. Много -- и в то же время так мало!

Муж начинал работать в ровенском аэропорту, летал на Ан-2. Снимали квартиру, там родились обе наши дочки -- Алла и Наташа. Сейчас обе замужем, у нас трое внуков. Дочери живут отдельно, но каждые выходные приходят со своими семьями. Для мужа самыми главными ценностями в жизни были семья и работа. С летного поля он всегда спешил домой, дорожа каждой минутой, проводимой со мной и малышками. Он любил семью, всегда очень тяжело переживал, когда болели дети. И точно так же из дома спешил в аэропорт.

Потом его перевели в Киев. Много лет Василий Кириллович был командиром воздушного лайнера «Украина» (Ту-134), возившего первых лиц государства: покойного Владимира Щербицкого, Леонида Кравчука, Леонида Кучму. Как он гордился тем, что является командиром президентского экипажа!

К работе относился очень ответственно, даже слишком. Обязательно должен был прийти на службу в положенное время, минута в минуту. Даже в самый большой праздник накануне полета не прикасался к спиртному, как бы его ни уговаривали. Вечером старался лечь пораньше, чтобы как следует выспаться и отдохнуть.

Перед полетом он за руку здоровался с Президентом, докладывал о готовности экипажа.

-- Нина Иосифовна, вам, как самому близкому человеку, муж наверное рассказывал об экстремальных ситуациях в воздухе?

-- Конечно. Еще когда он летал в Казахстан, у него на Ан-2 (одномоторный самолет. -- Авт. ) отказал двигатель. Но он сумел-таки посадить машину. После этого друзья говорили, что он родился в рубашке. Приходилось садиться на обледеневшую полосу в Борисполе, с горящим мотором -- в Молдове.

Один раз самолет попал в экстремальную ситуацию во время визита Леонида Кравчука в столицу России. Это произошло в день, когда мужу исполнилось 50 лет -- 15 января 1993 года. Сначала из-за циклона закрыли Внуково, где должен был приземлиться авиалайнер, затем один за другим все остальные московские аэропорты. После переговоров с диспетчерами командир президентского лайнера принял решение остаться в небе, в так называемой зоне ожидания. 45 минут кружил Ту-134 над тучами. Когда горючего оставалось совсем немного, аэропорт Домодедово открылся. Василий Кириллович посадил самолет под аплодисменты пассажиров.

-- Трудно, наверное, быть женой летчика…

-- Тридцать пять лет подряд, проводив мужа в полет, я думала только, как он там, все ли у него в порядке. Я никогда не ложилась спать, не дождавшись его. Хотя он приезжал и в два, и в три часа ночи. Его всегда ждала моя улыбка и вкусный ужин. Иногда Вася приходил такой уставший, что даже есть не мог. Говорил: «Ниночка, я просто посижу немного, не беспокойся. » Трудно быть женой летчика. К сожалению, мы мало времени могли проводить вместе. Наши выходные никогда не совпадали -- я отдыхала в субботу и воскресенье, а он, как правило, в будние дни. В отпуск я тоже ездила одна с детьми, потому что его летом не отпускали.

Раньше Василий Кириллович летал много, почти каждый день. Это теперь полеты в авиакомпании делят между экипажами, как корку хлеба. Муж приходил домой расстроенный. Говорил: «Ну, ладно я. И полетал, и детей вырастил-выучил. Но молодые ребята, которые только что в авиацию пришли -- им же летать нужно. И семью кормить». Последние два года летному составу постоянно задерживали зарплату по нескольку месяцев. Ждать заработанных денег как милостыню -- унизительно. Василий Кириллович очень переживал из-за этого. Последние его деньги -- зарплату за пять месяцев -- ему принесли на похороны.

Немолодая красивая женщина вновь вытирает слезы маленьким скомканным платочком:

-- Сколько раз я говорила ему: «Уходи, ну зачем уже тебе эта работа? Отдохни, поживи для себя, побудем наконец-то вместе!» Он обещал в мае уйти на пенсию.

-- Нина Иосифовна, ваш муж жаловался на здоровье?

-- Практически никогда. Так, иногда голова побаливала -- так у кого этого не бывает. В его возрасте у него был только один запломбированный зуб. В Москве, после того как мы два дня провели в морге, ожидая результатов вскрытия, нам показали заключение о причине смерти -- обширный инсульт.

-- Может быть, в последнее время он перенес какие-либо волнения, попадал в стрессовую ситуацию?

-- Да нет. Я по минутам перебираю в памяти последние десять дней -- ни-че-го. Наоборот, все было удивительно тихо, спокойно. Он прошел медкомиссию, сдал теоретические экзамены. Надо было видеть, как светился счастьем, когда вернулся с полета после двухмесячного перерыва. Он жил небом и не мог не летать! Он даже ходил на цыпочках, как летал. Так сейчас наш внук Дима ходит. Обещал мне полетать еще три месяца, на поминки к матери съездить в форме и тогда уйти из авиации.

За день до смерти, 26 декабря, мы вместе с мужем ходили в детский сад на утренник к внучке. Дед Мороз тогда сказал трехлетней Аленке: «Надо же, какой у тебя молодой и красивый дедушка!» И они сфотографировались вместе -- Василий Кириллович, Аленочка и Дед Мороз. Это была его последняя фотография. Никак не могу ее забрать из детсада. Нет сил.

Утром 27 декабря я встала рано. А мужу предложила поспать подольше -- все-таки вечером полет. Но он отказался. Мы, как всегда, позавтракали вместе. Мне нужно было бежать на работу. Он, провожая меня, долго не захлопывал дверь, все смотрел, как я спускаюсь по лестнице. Будто предчувствовал.

До работы он успел зайти к младшей дочери -- внучка после утренника прихворнула, и деду захотелось занести ей гостинцев. Зашел и в квартиру старшей, несколько дней назад уехавшей с семьей в Трускавец, полил там цветы, покормил рыбок, снял и сложил в стопочку высохшее белье. И поехал в Борисполь.

Наше законодательство разрешает летать и после 60-ти лет

Прокомментировать причины трагедии мы попросили специалистов.

-- За последние годы летный состав гражданской авиации значительно постарел, -- говорит ведущий специалист Управления организации надзора за производствами и объектами повышенной опасности Министерства труда и социальной защиты Григорий Крупский. Средний возраст летчиков составляет 55--57 лет. При сегодняшней экономической ситуации в стране люди боятся выйти на пенсию. Ведь проработав в авиации положенный срок и налетав необходимые часы, летчики вместо положенных им 300--450 получают около 90 гривен пенсии. А ведь от авиационной отрасли поступают одни из самых больших платежей в бюджет. Вот поэтому наши пилоты стараются как можно дольше оставаться у штурвала. Тем более, что наше законодательство это разрешает -- командиром воздушного судна можно оставаться до 60 лет включительно. После этого срока можно летать вторым пилотом. Кстати, такие правила действуют в большинстве стран мира.

-- А что по этому поводу говорит медицина?

-- Результаты проведенных Институтом медицины труда АМН Украины исследований свидетельствуют, что при выполнении служебных обязанностей летчики находятся во вредных и опасных условиях труда. Они подвергаются высоким уровням шумов, вибрации, колебаниям атмосферного давления, и этот перечень можно продолжить. Добавьте сюда еще высокое эмоциональное и интеллектуальное напряжение пилота, ответственность за безопасность пассажиров и экипажа, и вам станет понятно, почему после 50 лет возрастает количество заболеваний, не совместимых с продолжением летной работы. Ежегодно летчики гражданской авиации проходят обязательное комплексное медицинское обследование, которое позволяет сделать объективный анализ здоровья и не допустить к полетам тех, чьи медицинские показания не соответствуют нормам. Помимо этого, пилоты перед каждым авиарейсом проходят медосмотр. Однако в этом случае выявить скрытое заболевание, если человек сам не скажет, что его что-то беспокоит, практически невозможно. В основном это и становится причиной беды. К примеру, диагностика такого заболевания, как стенокардия, затруднена, а ведь оно не совместимо с летной работой и существенно повышает риск внезапной смерти.

В беседе со специалистами Государственного департамента авиатранспорта Украины выяснилось, что на сегодняшний день среди личного состава украинской авиации около трех тысяч летчиков-пенсионеров, которые могли бы уйти на заслуженный отдых. Но поскольку «светящая» им пенсия не обеспечивает необходимого прожиточного минимума, не делают этого.

Смягчить такое положение может Закон «О пенсиях». Бывший летчик должен получать 55--75 процентов от среднего заработка, однако эта норма была заблокирована печально известным для летного состава постановлением Кабмина N 727, согласно которому из причитающейся авиаторам пенсии государством выплачивается лишь 90 грн. Остальную сумму выплат переложили на авиапредприятия, где люди работали. Но откуда они возьмут деньги, если доходы низкие. Вот и получается: хотя и существует закон, подписанный Президентом Украины и утвержденный Верховной Радой, который гарантирует выплату заработанных тяжелым трудом денег, летчики-пенсионеры обречены на нищенское существование.

P. S. Как сообщил «ФАКТАМ» руководитель комиссии «Укравиатранса», расследующий происшествие во Внуково, Александр Лисняк, комиссия практически выполнила свою работу. Однако дать окончательный вывод пока не может, т. к. из Москвы еще не поступили результаты судмедэкспертизы. Эти документы ожидаются в конце января.

753

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів