ПОИСК
Происшествия

«Сережа очень любил семью. Во время аварии он закрыл своим телом девятилетнего сына»

8:00 20 февраля 2013
авиакатастрофа
Завтра — девять дней со дня гибели пятерых человек в авиакатастрофе самолета Ан-24 в Донецке

О трагедии, разыгравшейся в Донецке вечером 13 февраля, «ФАКТЫ» уже писали. При посадке пассажирский самолет Ан-24 вышел за пределы взлетно-посадочной полосы, перевернулся и разломился пополам. На борту лайнера находились, по предварительным данным, 52 человека (в том числе — 8 членов экипажа). Это, в основном, футбольные болельщики, летевшие из Одессы на матч Лиги чемпионов. В результате крушения погибли пять человек. По факту ЧП начато уголовное производство.

Минувшие выходные дни в Одессе были траурными: хоронили погибших в авиакатастрофе.

«Лететь на футбольный матч Валерий Бабков решился буквально за несколько часов до отправления самолета»

В субботу родные, друзья, а также руководство области и города простились с помощником председателя областного совета Валерием Бабковым и директором частной компании «Одессатопливо» Сергеем Бутенко. Сотни людей собрались у здания Дома офицеров, где прошла церемония.

— Сергей Бутенко не всегда занимался бизнесом, многие годы он отдал служению Родине как сотрудник Службы государственной безопасности, — рассказывает «ФАКТАМ» друг погибшего Валерий Ищенко. — Он был порядочным и мужественным человеком. 9 марта ему исполнилось бы всего 42 года…

РЕКЛАМА

— Сережа очень любил свою семью — жену, двоих ребятишек, — дополняет Ярослав Капилаш, товарищ погибшего. — Он был их защитником, как и полагается истинному офицеру. Лучшие свои качества проявил и в этом ЧП — закрыл своим телом сына. Когда пожарные в аэропорту вместе с летчиками освободили зажатого креслами девятилетнего Тиму, он не плакал, только постоянно спрашивал, что с его отцом. Поначалу говорили, что мальчик — сын другого погибшего, Валерия Бабкова, но потом выяснили, что он — сын Сергея Бутенко.

Отставного офицера СБУ Бутенко и помощника председателя облсовета Валерия Бабкова проводили в последний путь с воинскими почестями. Рота почетного караула Южного оперативного командования произвела несколько оружейных залпов. Тела погибших предали земле на Таировском кладбище.

РЕКЛАМА
Бутенко Бабков Грушевич
*Отставного офицера СБУ Сергея Бутенко похоронили с воинскими почестями *Уроженец Горловки Валерий Бабков был горячим болельщиком донецкого «Шахтера» *Через месяц Александр Грушевич планировал отметить 60-летний юбилей

— Валера был не только моим помощником, а и близким другом, — говорит председатель Одесского облсовета Николай Пундик. — Мы дружили больше десяти лет. В выходные он обычно звал с собой на рыбалку, организовывал с друзьями теннисные и волейбольные турниры. Очень любил спортивные мероприятия. Был горячим болельщиком донецкого «Шахтера» — Валера ведь родом из Горловки. (Именно на Донетчине у 44-летнего Бабкова был свой бизнес, а в Одессе он жил несколько последних лет. — Авт.). Примерно раз в год ездил на матчи любимой команды.

Говорят, что лететь в Донецк Валерий Валентинович решился буквально за несколько часов до отправления самолета. Уговорили его друзья, сказав, что осталось еще пару свободных мест…

РЕКЛАМА

В тот же день простились и с 59-летним Александром Грушевичем — директором компании «Александр». Его отпевали в небольшой церкви на Французском бульваре. Строительно-реставрационная фирма, которую он возглавлял, занималась восстановлением памятников архитектуры в Одессе. В частности, зданий Оперного театра, Музея западного и восточного искусства.

А накануне в поселке городского типа Авангард Овидиопольского района прошла церемония отпевания и прощания с погибшим в катастрофе Виктором Горбатенко. В воскресенье похоронили 33-летнего авиадиспетчера госпредприятия «Украэрорух» Дмитрия Песню. У него остались двое детей.

«Один из пассажиров предложил мне поменяться креслами и сел на место, где впоследствии произошел разлом самолета»

Завтра, 21 февраля, исполнится девять дней с момента этой трагедии. Точные данные о ее причинах пока не названы. Оставшиеся в живых пассажиры до сих пор недоумевают: что же все-таки произошло? С некоторыми из находившихся на борту Ан-24 во время рокового перелета удалось пообщаться «ФАКТАМ».

— В такой авиарейс я отправился впервые, — рассказал адвокат Виктор Соловьев. — Товарищ за два-три дня до матча сказал, что есть возможность слетать в Донецк на футбол. Я согласился. Все-таки украинская команда играла с известной зарубежной — «Боруссией». Это в любом случае интересно. Да и новую «Донбасс Арену» я еще не видел…

Тревожное чувство появилось у меня возле трапа самолета: увидел эту 39-летнюю «гордость советского авиастроения». Даже не припомню, когда доводилось летать на подобных самолетах.

*Адвокат Виктор Соловьев: «Выбравшись из самолета, я увидел, что крыло горит, а из мотора вытекает горючее — в любой момент мог прозвучать взрыв! Вот тогда впервые испытал страх». Фото из семейного альбома

Мое место было под номером 6С. Как потом оказалось, именно там произошел разлом самолета и погибли люди. Буквально через полчаса после вылета один из пассажиров попросил меня поменяться местами. Сказал, что у них компания, хотят сидеть вместе (это были друзья Дмитрия Песни, одного из погибших). Я пересел на другое место, передо мной были мужчина с ребенком. Как узнал позже — Сергей Бутенко (он также погиб) с сыном.

Полет проходил нормально, но при выруливании на посадку началось что-то странное: несколько раз разворачивались, затем — резкий крен и сильные удары. Думаю, сначала шасси резко соприкоснулись с землей, затем самолет что-то задел. Все произошло мгновенно — секунд за 20. Я сгруппировался в кресле, в голове была единственная мысль: «Неужели это происходит со мной?..»

Когда пришел в себя, почувствовал: на мне лежит что-то массивное. Оказалось, человек… Мертвый. Выбравшись, попытался помочь двоим пассажирам, которых сильно зажало креслами (во время удара сиденья навалились друг на друга), однако вытащить их не смог.

Думаю, если бы в корпусе самолета не образовалась трещина, многие вряд ли сумели бы выбраться, а значит, и спастись. Выйдя из самолета, обратил внимание, что одежда и кроссовки на мне порваны, а я весь в крови. В основном это были кровавые пятна от соприкосновения с другими ранеными пассажирами. Я отделался гематомами на груди и повреждениями на ногах.

Из мотора вытекало горючее, которого в емкостях авиамашины было много, — продолжает собеседник. — Правая часть крыла опрокинутого самолета уже пылала, и он вот-вот мог взорваться. Именно тогда я впервые испытал страх. К слову, никаких взрывов или возгораний в салоне лайнера до его столкновения с землей не было.

Первые пожарные машины приехали только через 20 минут после случившегося, а скорая помощь — через полчаса. О чем говорить, если пассажирам не дали даже воды! А нам очень хотелось пить и вымыть руки. Мой друг, весь испачканный кровью, был вынужден смывать ее… жидкостью для стеклоочистителя.

Только через час, в аэропорту, мы смогли попить. Причем доставили нас в старые помещения. Вероятно, для того, чтобы не попадались на глаза другим пассажирам. Оттуда нас не выпускали где-то часов до девяти вечера. Сначала всех опрашивали милиционеры. Затем стали отправлять в больницу, где выстроили в общую очередь с другими пациентами. А дальше — идите куда хотите. Без денег, без документов. По счастливой случайности, местный житель помог устроиться, причем бесплатно, в гостиницу «Шахтер Плаза», которая принадлежит президенту футбольного клуба…

«Палату, в которой лежит командир экипажа, охраняет милиция»

Как рассказал журналистам третьекурсник Одесского юридического колледжа Вячеслав Набродов, минут за 15 минут до посадки самолета из кабины пилота вышел один из организаторов полета, перекрестился, сел в пассажирское сиденье и пристегнулся. Те, кто это видел, немного удивились, но особого значения не придали. Еще, по словам Вячеслава, он вместе с двумя прокурорами — Александром Нимасом и Ростиславом Крикливым — руками срывали обшивку самолета, чтобы люди смогли выбраться из западни.

Пилот Сергей Мелашенко, который сидел за штурвалом Ан-24, почти десять лет летает на самолетах данного типа. Он находится в Донецкой областной травматологической больнице, готовится к хирургической операции на сломанной руке. В том же ортопедо-травматологическом отделении курс лечения проходят и другие летчики. Штурман, у которого травма позвоночника, госпитализирован в нейрохирургию. Как показали анализы, в крови членов экипажа алкоголя не обнаружено.

У палаты командира Ан-24 выставлен милицейский пост. Правоохранители утверждают, что охраняют его в качестве важного свидетеля по расследуемому уголовному делу. В минувшее воскресенье с Сергеем Мелашенко побеседовали сотрудники СБУ. От источника, приближенного к экипажу, стало известно, что в какой-то момент (при снижении и крайне ограниченной видимости) пилот хотел набрать высоту. Не получилось. Не исключено, что был неисправен двигатель…

— Страховка оформлена в полном объеме — и на экипаж, и на пассажиров, — комментирует «ФАКТАМ» генеральный директор «Южных авиалиний» Юрий Молод. — Окончательно вопрос выплаты компенсаций за погибших и раненых будем решать со страховой компанией.

Как сообщил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, возглавивший комиссию по расследованию ЧП, семьям погибших будет выплачена компенсация в размере 100 тысяч гривен, а пострадавшим — по 25 тысяч гривен.

Заместитель Генерального прокурора Виктор Войцишен назвал шесть возможных причин аварии: несоответствие действий экипажа сложившейся ситуации, ошибки наземных служб аэропорта, неисправность самолета, неблагоприятные погодные условия, неисправность наземного оборудования аэропорта и теракт (по сообщению Донецкой областной прокуратуры, вчера правоохранители исключили версию теракта). Как полагают независимые эксперты, мог сыграть роковую роль и «человеческий фактор», а именно — присутствие на борту высокопоставленных пассажиров, опаздывающих на футбольный матч.

Еще не расшифрованы записи черных ящиков (бортовых самописцев). Не найден ответ и на вопрос о так называемых нелегальных пассажирах — кто они, сколько конкретно их было? Ведь данные, в том числе и правоохранителей, пока весьма приблизительные — от пяти до 12 человек.

В то же время президент национального университета «Одесская юридическая академия», председатель комитета Верховной Рады по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов заявил журналистам: «У авиаперевозчиков нет ничего человеческого». По его словам, «…компании не только не могут предоставить качественные услуги клиентам, но и с завидной регулярностью ставят под угрозу жизни пассажиров». Он напомнил, что сам едва не погиб, когда у авиалайнера, на котором он возвращался из Киева в Одессу, внезапно произошла разгерметизация салона. «По предварительным данным, — сообщил Сергей Кивалов, — двигатель Ан-24 заглох во время посадки, что и привело к тому, что самолет не попал на взлетно-посадочную полосу». Народный депутат считает причиной аварийной посадки машина в аэропорту Донецка «халатность руководства авиакомпании и экипажа». И уверяет: виновникам трагической смерти пассажиров самолета не удастся уйти от ответственности.

6945

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров