Происшествия

Известный специалист по космической медицине профессор вадим березовский: «это чепуха -- оперировать астронавтов перед отправкой на марс. В 60-х годах уже предлагали запустить вкосмос… Безногого космонавта -- чтобы меньше м

0:00 3 февраля 2004
Изучением возможности людей находиться в космосе первыми в бывшем СССР занялись киевские ученые

Амбициозная задача, поставленная в 1962 году президентом США Джоном Кеннеди -- высадка астронавтов на Луну, -- была блестяще выполнена, и с 1969 по 1972 годы американцы шесть раз высаживались в различных районах спутника Земли -- в лунных морях (долинах), горах, спускались в кратеры. А вот теперь нынешний хозяин Белого дома, Буш-младший, выступил с грандиозной программой пилотируемого полета на Марс. Осуществить его будет гораздо сложнее, чем слетать на Луну. Достаточно сказать, что марсианская экспедиция продлится не менее года, тогда как лунные продолжались одну-две недели. Какие проблемы предстоит решить американцам на пути к Красной планете, мы попросили рассказать консультанта Национального космического агентства Украины по медицинским вопросам профессора Вадима Березовского и научного сотрудника Главной астрономической обсерватории НАНУ профессора Эдгарда Яновицкого.

Космонавт Валерий Поляков непрерывно находился в космосе столько времени, сколько нужно для полета на Марс

Директор медико-инженерного центра «НОРТ» НАНУ профессор Вадим Березовский стал консультантом Национального космического агентства Украины в период подготовки Леонида Каденюка к полету на шаттле. Тогда московский Институт медико-биологических проблем, занимающийся космической медициной, отказался помогать нашим тестировать и готовить к полету претендентов (на первом этапе их было 72), и группе медиков под руководством профессора Березовского пришлось самостоятельно разрабатывать соответствующие программы. Контрольные тесты, проведенные американскими коллегами, работающими в НАСА, показали, что со своей задачей украинские специалисты справились.

Наш разговор с профессором мы начали с вопроса о шокирующем заявлении сотрудника японского космического ведомства Ю Коике о том, что организм космонавта, который полетит на Марс, следовало бы «усовершенствовать», удалив наиболее чувствительные к радиации органы, в том числе участки мозга, поскольку проблема радиационного облучения в открытом космосе является одной из основных, особенно в столь продолжительном полете.

-- Идею Коике «оригинальной» не назовешь, -- говорит профессор Березовский. -- Еще на заре пилотируемой космонавтики некоторые ученые предлагали первым отправить на орбиту безногого человека: мол, это примерно на треть уменьшит вес космонавта, и места он будет занимать гораздо меньше. Напомню, что первые советские корабли «Восток» представляли собой совсем небольшую сферу -- до того маленькую, что даже недоставало пространства, чтобы распрямить ноги, и человеку приходилось все время сидеть, согнув их в коленях. Вот и появилась мысль поискать будущих космонавтов среди молодых людей, которым по той или иной причине ампутировали ноги. Но это предложение, конечно, не прошло. Кстати, идеи вроде хирургического «усовершенствования» организма, набора космонавтов-»невозвращенцев», которые бы согласились на полет без шанса вернуться на Землю, выдвигают ученые, сами страдающие специфическим «профзаболеванием» -- они зацикливаются на предмете своего исследования, отметая общечеловеческие соображения.

-- Значит, проблему общения космонавтов, которые полетят на Марс, можно решить без вмешательства хирургов?

-- Начну с рассказа о серьезнейшем ЧП, с отчетом о котором я имел возможность ознакомиться. Во время крупной ядерной аварии в Лос-Паламосской лаборатории (США) смертельные дозы радиации получили четыре человека. Трое из них скончались, а один чудом выжил. Возможно, он от природы обладал повышенной устойчивостью к радиации, но немалую роль сыграло и то, что он увлекался бегом, причем на марафонские 40-километровые дистанции. Этот пример демонстрирует, что организм можно сделать более устойчивым к влиянию опасных факторов открытого космоса.

Перед полетом на шаттле Леонид Каденюк тренировался в нескольких украинских институтах по специальной программе, включавшей не только физические нагрузки. В Институте физиологии, на базе которого создан наш центр, Каденюк дышал газовой смесью, имитирующей горный воздух. Общеукрепляющий эффект от него впечатляет -- пожалуй, только среди людей, живущих в высокогорье, находятся мужчины, которым под силу жениться в возрасте, превышающем столетний, и зачать ребенка. И все это без виагры и других медицинских «ухищрений».

В космосе людей от радиации защищает обшивка корабля, а за его пределами -- скафандры, но все равно дозы облучения накапливаются немалые. Ведь никакие стенки не способны заменить защитные свойства магнитосферы и атмосферы Земли. На высоких орбитах -- более 500--550 километров -- они уже не действует.

-- Получается, что астронавты, высаживавшиеся на Луну и совершавшие по ней многочасовые походы, переоблучались?

-- Они могли получить дозы, граничащие с предельно допустимыми. Сознательно на переоблучение людей ни в Америке, ни у нас не пошли бы. Его можно избежать и при полете на Марс -- это на практике доказал советский космонавт Валерий Поляков. В конце 1980-х он непрерывно провел на орбите 241 день, а в 1994--1995 годах установил рекорд продолжительности космического полета -- 437 суток. Поляков говорит, что за это время можно было слетать на Марс и вернуться домой. Свой рекордно длительный полет он выполнял как врач-исследователь, занимающийся космической медициной. Я общался с Валерием после его беспрецедентного полета (кстати, в 1995-м космонавту исполнилось 53 года) и могу засвидетельствовать, что он сохранил здоровье, несмотря на более чем годичную жизнь на орбите.

Участники полета на Марс должны быть совместимы даже по… своему индивидуальному запаху

-- К пилотируемой экспедиции на Марс в Советском Союзе готовились задолго до беспрецедентного полета Полякова: в 1967 году трое испытателей -- Маковец, Улыбцев и Боленко -- провели в изолированной от мира камере целый год…

-- Это был довольно трудный эксперимент на совместимость, причем не только психологическую. Члены экипажа в длительной космической экспедиции должны быть совместимы даже по своим индивидуальным биохимическим особенностям, в том числе запахам тела. Это важно и в обычной жизни -- первопричиной некоторых разводов является то, что мужчина и женщина не подошли друг другу по запаху -- так называемым антропотоксинам, которые выделяет кожа. В таких случаях запах одного супруга раздражающе действует на психику другого. Но люди, как правило, этого не осознают и видят причины ссор в чем-то другом.

В сурдокамере «правила игры» были куда более суровыми: следовало мириться не только с антропотоксинами, но и с амбре от туалета. Ведь испытательная камера в определенном смысле сродни тюремной -- унитаз стоял в углу жилой комнаты… К счастью, необходимость в таких экспериментах уже давно отпала -- специалисты научились определять групповую совместимость за более короткий срок. Кстати, на орбитальных станциях с запахами туалета успешно борются -- конструкция космического унитаза такова, что загрязненный воздух отсасывается и выбрасывается в космос.

-- Как справиться при полете на Марс с разрушительным для организма воздействием невесомости?

-- Это, действительно, коварный враг. Если ей не противостоять, то кости космонавта за время полета могут потерять значительную часть солей кальция, обеспечивающих прочность костной ткани. Ведь скелет в невесомости не нужен, и организм перестает заботиться о поддержании жесткости костей. Кстати, опасаясь, что у Юрия Гагарина после полета в космос во время посадки ноги не выдержат нагрузки, ему запретили самостоятельно выбираться из спускаемого аппарата. Поисковая группа уложила первого космонавта Земли на носилки и понесла в вертолет. Теперь мы знаем, что это было излишне. Но тогда не было известно, как отразится на организме даже краткосрочный полет, совершенный Гагариным. Уже через несколько лет после этого появились космические тренажеры. Они позволяют давать организму физическую нагрузку, спасающую кости от катастрофической потери кальция.

Впрочем, важно отбирать в космонавты людей, которые теряют кальций медленно. Для этого, в частности, проводят тестирование претендентов в очень соленой воде -- как в знаменитом Мертвом море. Люди в такой воде не тонут, при этом нагрузка на организм резко уменьшается, как это бывает в невесомости. Первые в бывшем СССР подобные опыты -- тогда еще не в бассейнах, а в ваннах -- ставили в Киеве в нашем институте, где в 1950-е годы под руководством академика Николая Сиротина была создана лаборатория космической физиологии. Мне посчастливилось наблюдать эти эксперименты. К сожалению, после создания в Москве Института медико-биологических проблем лабораторию в Киеве закрыли. Значительная часть ее сотрудников переехала в Москву.

-- Как при полете на Марс избежать столкновения с метеоритами?

-- Этот вопрос занимал ученых еще перед первым полетом человека в космос. Избежать столкновения нельзя, но возможно предупредить его катастрофические последствия. Приняли такое решение: давление в кораблях «Восток» было значительно ниже привычных 760 миллиметров ртутного столба. Смысл в том, что если обшивку корабля пробьет метеорит, то воздух при низком давлении будет выходить медленно, и это оставит космонавту пару секунд, чтобы перейти на резервный источник воздуха.

Человек при низком давлении легко может утратить чувство реальности. Я видел подобное собственными глазами, когда двое руководителей нашей лаборатории ставили эксперимент на себе в барокамере. Когда давление там стало соответствовать подъему на высоту более 8 тысяч метров, один испытуемый был почти без сознания, а другой находился в состоянии эйфории, знаками через иллюминатор требовал, чтобы мы еще более снизили давление. Лицо у него приобрело синюшный оттенок, и мы прекратили эксперимент.

Скафандр астронавта на Марсе будет весить в три раза легче, чем на Земле

-- Группе под руководством профессора Александра Мороженко, в которой я работаю, удалось первой довольно точно вычислить атмосферное давление на Марсе -- это лишь около 8 миллибар, тогда как на нашей планете 1000 миллибар, -- говорит профессор Эдгард Яновицкий, исследующий Красную планету. -- Учитывая силу притяжения Марса, амуниция астронавтов -- скафандры, рюкзаки с кислородными баллонами -- будет там весить примерно в три раза меньше, чем на Земле. (Скафандр астронавтов, высаживавшихся на Луну, весил 350 «земных» килограммов. Но, находясь на спутнике, люди могли в них не только ходить, но даже прыгать. -- Авт. )

Возможно, на Красной планете экспедиция сможет пополнить запасы воды -- опустившиеся недавно на поверхность Марса американские марсоходы подтвердили данные о наличии воды на планете. Шапки льда на Марсе удалось рассмотреть еще в начале XX века. Но когда ученые разобрались, что атмосфера там почти полностью состоит из углекислого газа, то многие приуныли -- полярными шапками могла оказаться замерзшая углекислота. Это так называемый «сухой» лед, какой кладут в ящики с мороженым. Теперь дополнительные аргументы появились у тех, кто считает, что шапки все же водяные.

Кислорода в атмосфере Марса практически нет, так что его запасы там не пополнить. К тому же регулярно чуть ли не всю планету охватывают пылевые бури. Поэтому важно точно их прогнозировать, чтобы астронавтов не застигла непогода, которая зачастую длится неделями. На Марсе астронавты также столкнутся с низкими температурами. Во время марсианского лета столбик термометра обычно выше 5 градусов тепла не поднимается, и то в экваториальной зоне.