ПОИСК
Происшествия

Севастопольские посредники отправили в стамбул тридцать украинских моряков на иностранное судно, которого… Не существовало

0:00 4 февраля 2004
Юрий КОНДРАТЬЕВ c пресс-центр УСБУ в Севастополе, специально для «ФАКТОВ» Людмила ЗАГЛАДА  «ФАКТЫ»
А услуги некоторых крюинговых компаний оборачиваются для желающих найти работу десятками лет тюрьмы

В июне 2003 года в районе Карибских островов было арестовано судно «Ялта» под флагом Панамы. На его борту находились почти три с половиной тонны кокаина стоимостью 400 миллионов(!) долларов. Вместе с другими членами команды задержали и четверых севастопольцев. Двенадцать миль «Ялту» преследовали корабли британских ВМС и береговой охраны США, прежде чем контейнеровоз застопорил ход и лег в дрейф. Сегодня украинские моряки вместе с другими членами многонациональной команды судна, ожидая решения своей участи, «дрейфуют» в федеральной тюрьме американского города Тампа (штат Флорида) -- агентство по борьбе с наркотиками США выдвинуло против них обвинение в сговоре и попытке нелегального перемещения крупной партии наркотиков.

Трое суток перед задержанием капитан беспробудно пил и не выходил из каюты даже поесть

В подготовке операции по задержанию контейнеровоза «Ялта» с грузом кокаина непосредственное участие принимали сотрудники спецподразделения борьбы с коррупцией и организованной преступностью Управления СБУ в городе Севастополе. Работа по ликвидации морского канала контрабанды наркотиков координировалась со спецслужбами Великобритании и США, но именно украинская спецслужба получила подтверждающие материалы о возможном использовании судна в контрабандной акции и установила предполагаемый маршрут его движения.

Экипаж судна начали комплектовать еще в декабре 2002 года -- в основном, из литовских моряков. Но выйти в море «Ялта» смогла только в июне.

-- За несколько дней до выхода судна в море была получена информация, что судовладелец намерен заменить двух членов экипажа из числа командного состава, -- рассказывает начальник Управления СБУ в городе Севастополе Владимир Кунцевский. -- По нашим данным, моряки узнали о готовящейся преступной акции и отказались в ней участвовать. Не исключалось, что замену убывшим будут искать в Крыму. Считая своей обязанностью предупредить севастопольских моряков о складывающейся на контейнеровозе ситуации, мы попросили руководство крюинговых компаний города сообщить о возможном обращении представителя панамского судовладельца. Но в фирме «Севрыбфлот» нашу просьбу проигнорировали и, получив коммерческое предложение из Панамы, на свой страх и риск отправили на судно двух моряков -- капитана и старшего помощника. Причем контракты были заключены не в полной форме, а моряки вылетели в латиноамериканскую страну по частной визе. Любопытно, что судно получило разрешение портовых властей только на один переход -- в Аргентину, на ремонт. Во время ночной остановки у берегов Колумбии к «Ялте» подошло некое судно, и на борт был принят странный груз.

РЕКЛАМА

«Ночью на вахте я узнал, что старпом велел таскать мешки с того судна в носовую часть, -- цитирует калининградский еженедельник «Балтийская газета» показания одного из моряков судна «Ялта». -- Что было в тех мешках, люди не знали, но уже догадывались. Мы спустились в машину к стармеху и все время долбили, что не согласны участвовать в таких играх со смертью. Ведь ясно было, что с таким грузом дорога нам -- или в тюрьму, или, после снятия груза с борта, на морское дно. Судно старое, утопить его хозяевам не жалко, а нас не жалко тем более. Что мы могли сделать в этой ситуации -- прыгнуть за борт? Получается, раз был на судне, значит, виновен, всех под одну гребенку».

С момента погрузки мешков на судно до его задержания прошло трое суток.

«Все эти трое суток капитан пил и не выходил из каюты даже поесть, -- свидетельствовал тот же моряк. -- А когда на борт поднялись пограничники, капитан постоянно звонил в машину и орал, чтобы срочно топили судно».

РЕКЛАМА

Однако пустить на дно злосчастную «Ялту» не успели. Ее окружили корабли под флагами США и Великобритании. Сотрудники спецподразделения ФБР обыскали судно и обнаружили на борту, в тех самых мешках, кокаин… на 400 миллионов долларов! Это стало завершающим аккордом двухмесячной операции по перекрытию канала перевозки наркотиков Колумбия -- южные порты США и далее, в Европу.

Прибыль от одной удачной операции по переброске наркотиков намного превышает ущерб от многочисленных провалов

РЕКЛАМА

Из стран Западной Европы и Соединенных штатов Америки все чаще и чаще приходят сообщения о задержании украинских моряков, которые в составе экипажей иностранных судов принимали участие в крупных контрабандных операциях.

-- Кроме истории с судном «Ялта», были еще факты причастности украинских моряков к резонансным преступлениям за рубежом? -- спрашиваем мы у Владимира Кунцевского.

-- Примеров, к сожалению, более чем достаточно. Так, в 1999 году у берегов Испании было задержано судно «Baltic Sea» с тремя тоннами кокаина на борту. В его интернациональную команду входили одиннадцать севастопольцев, которые вольно или невольно стали участниками преступного бизнеса по контрабанде наркотиков из Колумбии в Португалию. В 2000 году в чилийском порту Арика арестовано судно под панамским флагом «Nativa». В его трюмах было спрятано восемь с половиной тонн кокаина. А в состав команды входили двенадцать граждан Украины. В том числе пять севастопольцев. В 2001 году у берегов Мексики перехвачено судно «Stella Maru» под флагом Белиза почти с тринадцатью(!) тоннами кокаина. Восемь моряков из команды имели украинские паспорта, а двое из них были севастопольцами. Сравнительно недавно внимание спецслужб привлекли два контейнеровоза под иностранными флагами с украинскими экипажами. На одном судне обнаружено почти восемь тонн кокаина, а на втором, задержанном у берегов Греции 680 тонн взрывчатки.

-- Владимир Федосович, почему в международном наркобизнесе стал активно использоваться именно морской транспорт?

-- Скоординированные усилия спецслужб заинтересованных государств в последние годы позволили перекрыть многие традиционные контрабандные каналы доставки наркотиков в США и Западную Европу. Поэтому наркокартели прорабатывают новые варианты доставки своего товара, в том числе с использованием морского транспорта. Ставка делается на значительные объемы контрабанды, так как прибыль только от одной удачной операции по переброске нескольких тонн наркотиков значительно превышает ущерб от многочисленных провалов. Судьба и даже жизнь непосредственных исполнителей в расчет, естественно, не берутся.

Во многих странах участие в контрабанде наркотиков отнесено к тягчайшим преступлениям, за которое предусматривается пожизненное лишение свободы, и даже смертная казнь. Как показывает практика, все, что касается наркотиков, карается самым жесточайшим образом и в Соединенных Штатах Америки. Так, за контрабанду четырех тонн кокаина предстали перед судом присяжных американского штата Техас одиннадцать наших соотечественников -- членов экипажа судна «China Breeze». Приговоры только трех из них не нуждаются в комментариях: Курдюков осужден на 25 лет и три месяца лишения свободы, Кругляк и Хмижняков приговорены к 24 годам и 3 месяцам тюрьмы каждый. В настоящее время в штате Флорида идет суд над членами экипажа уже упомянутого судна «Ялта».

-- А если четверо украинских моряков с судна-контрабандиста стали невольными участниками преступления?

-- В этом как раз и разбирается суд. К сожалению, большинство людей начинают скрупулезно анализировать свои действия, лишь попав в сложную ситуацию. Многие моряки легко соглашаются на сомнительные условия контрактов, как должное принимают от судовладельцев денежные вознаграждения, в несколько раз превышающие их официальный заработок. И только потом понимают, что это была плата за молчание. Но у этого молчания бывает и другая цена.

-- То есть вы хотите сказать, что граждане Украины все-таки сознательно участвуют в контрабанде?

-- Не всегда, и не все. Но отдельные наши сограждане вполне осознанно идут на риск. И это случается не только при использовании целых судов и экипажей для многотонной контрабанды наркотиков. Нам известны факты, когда отдельным украинским морякам во время заходов в порты Эквадора, Колумбии, Панамы и других стран поступали предложения от сомнительных лиц перевезти в США либо Европу небольшую партию наркотиков.

Американские адвокаты собираются защищать своих клиентов, имея весьма смутное понятие о работе моряков

-- Многие факты свидетельствуют о том, что ряд крюинговых фирм под видом активной деятельности занимаются обыкновенным мошенничеством…

-- Недавно в поле зрения сотрудников отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью попала севастопольская «Морская компания «Сервис», которая отправила в Стамбул для работы на иностранном судне тридцать моряков из Севастополя и Одессы. Подписание всех документов предполагалось непосредственно на месте. Но прибыв в Турцию, моряки не нашли ни судна, ни судовладельца. Их просто не существовало!

В зависимости от предполагаемого контракта каждый из тридцати моряков выбросил на ветер от 700 до 1300 гривен за «информационные услуги» плюс стоимость бесполезного авиаперелета в Стамбул и обратно. В ходе проверки представители контролирующих органов выяснили, что фирма предоставляла платные услуги по трудоустройству граждан Украины за рубежом без лицензии Министерства труда и социальной политики. В итоге, «Морская компания «Сервис» оштрафована на 28050 гривен, по фактам мошенничества возбуждено уголовное дело, которое расследуют сотрудники управления МВД Украины в городе Севастополе.

В Украине и в Севастополе достаточно крюинговых компаний, работающих в правовом поле. В основном они ответственно делают свое дело, и тысячи моряков получают высокооплачиваемую работу на иностранных судах. А сегодняшний разговор -- это прежде всего предостережение тем людям, которые по разным причинам могут оказаться в зоне интересов преступников. Советую морякам не соблазняться обещаниями высоких заработков в обмен на незначительные, на первый взгляд, нарушения при заключении и исполнении контрактов с иностранными судовладельцами. Ведь тюрьма, даже если она американская, все равно остается тюрьмой.

… Сегодня четверо наших соотечественников содержатся в такой тюрьме. О том, каково им там приходится, можно судить из письма одного из прибалтийских моряков, отрывки из которого были опубликованы в «Балтийской газете»:

«… Камеры переполнены. На прогулки выводят раз в неделю. Питание крайне скудное, горячего питья не дают, вкус чая уже снится по ночам. Курить запрещено. Койки металлические, холод в тонкой робе пробирает до костей. Все вещи, одежда и деньги моряков остались на судне. Местные арестанты покупают себе теплую одежду, а также съестное, наши лишены такой возможности. Им не на что купить конверты и марки, сделать звонок домой, что здесь разрешается. Каждому моряку назначили социального, то есть бесплатного, адвоката. Адвокаты одних появляются раз в полмесяца, пугают большими сроками и сетуют на отсутствие информации, подтверждающей, что они -- профессиональные моряки, нанятые для обычной работы в море, что они не имеют судимостей и никогда не были связаны с наркотиками… Моряков настораживает, что иные адвокаты проявляют в беседах незнание элементарных вещей. Например, почему каждый член экипажа должен выполнять указания капитана… Имея столь смутное представление о работе моряка и о субординации на судне, как они будут строить защиту?».

415

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров