ПОИСК
Происшествия

«за несколько часов до того, как я узнала о смерти мужа, у меня с пальца соскользнуло обручальное кольцо… »

0:00 23 января 2004
Наталия ТЕРЕХ, Ярослав ГАЛАС (Ивано-Франковск -- Ужгород) «ФАКТЫ»
Тело 47-летнего Романа Копитовича нашли в подсобном помещении лондонского ресторана, где наш соотечественник нелегально работал и жил в душном подземелье в течение двух лет

Весь январь одной из самых «горячих» тем в британской прессе остается таинственная смерть украинского эмигранта, тело которого нашли 27 декабря 2003 года в подсобном помещении одного из самых престижных лондонских ресторанов «Кафе Рояль». Погибшим оказался 47-летний Роман Копитович. Мужчина был полностью обнаженным. Его личность удалось установить по документам, которые полиция обнаружила среди вещей покойного. Прибывший коронер установил, что смерть наступила в результате тяжелой черепно-мозговой травмы. Первой была версия об убийстве. Однако проведенное расследование показало, что Роман мог потерять сознание или просто поскользнуться в маленькой подсобке и удариться головой о стол.

Оказавшись в душном подвале с полуторавековыми запахами, даже молодые и здоровые люди чувствуют недомогание

Полиция установила, что Копитович нелегально жил в подвале ресторана около двух лет. При приеме на работу он указал фальшивый адрес. Кроме того, у Романа не все в порядке было и с документами. Следователи считают, что руководство ресторана не могло не знать, что к ним на работу устраивается нелегал. Это обстоятельство и стало поводом для вспыхнувшего в прессе скандала.

Дело в том, что «Кафе Рояль» -- не простой ресторан. Этому уважаемому заведению уже 140 лет. Восьмиэтажный комплекс расположен в самом центре Лондона -- на Риджент-стрит. Кроме ресторана в него входят знаменитые кафе и супермаркет «Гриль Рум», а также популярный ночной клуб «Илизиум». В «Гриль Рум» когда-то любил обедать английский писатель Оскар Уайлд. Он приходил в кафе вместе со своим любовником лордом Альфредом Дугласом по прозвищу Бози. В «Кафе Рояль» и «Гриль Рум» по сей день сохраняется имперский стиль -- дорогая мебель, позолота, мрамор, канделябры из венецианского стекла.

Заведения славятся своей кухней и богатым выбором французских вин. Здесь любят бывать британский премьер-министр Тони Блэр, голливудские звезды Клинт Иствуд и сэр Шон Коннери, известный английский певец Робби Уильямс, недавно получивший рыцарский титул тренер сборной Англии по регби Клив Вудворд и многие другие знаменитости. «Кафе Рояль» им нравится тем, что в нем можно вкусно поесть, потанцевать, пообщаться с друзьями и просто весело проводить время хоть сутки напролет.

РЕКЛАМА

Минувшие рождественские праздники были удачными для «Кафе Рояль». Клиентов было очень много. 25 декабря обслужили около 3000 посетителей. Особым спросом пользовалось специальное праздничное меню: копченый лосось и медальоны из индейки. Полная порция стоила с рождественской скидкой 75 фунтов стерлингов (около 130 долларов).

А под всем этим великолепием шла совсем иная жизнь. Два года в подвале комплекса, уходившем под землю на два этажа, существовал (иного слова не подберешь) Роман Копитович. Он мыл посуду, выносил мусор и объедки, выполнял другую грязную работу, на которую ни один из британских подданных никогда не согласится. Мало того, городская санэпидслужба официально предупредила всех, кто работал в ресторане легально, что им не рекомендуется спускаться на нижний ярус подвала, так как даже короткое пребывание там опасно для здоровья. Как пишет британская газета «Гардиан», в подвальных помещениях комплекса невыносимо душно. Низкие потолки, плохая вентиляция, постоянно работающие бойлеры -- все это может вызвать у случайного визитера приступ клаустрофобии. А головокружения и тошнота от полуторавековых запахов гарантированы. Даже молодые, здоровые люди чувствуют в этом подвале недомогание. Что уж говорить о 47-летнем человеке, который постоянно там находился? Видимо, чтобы хоть как-то спастись от жары, Роман раздевался догола и в таком виде проводил большую часть суток. Грязную посуду к нему опускали на специальном лифте…

РЕКЛАМА

Далеко не все работники «Кафе Рояль» знали украинского нелегала. Руководство в один голос твердит, что понятия не имело, что Копитович живет в подвале. Начальник ночной смены Джон Доунс рассказывает, что несколько раз видел Романа во «внеурочное» время, но не придал этому особого значения. Он утверждает, что в подвальной части здания есть множество укромных уголков, где можно отсиживаться годами. Доунс вспомнил, что в 2003 году у них прятались еще два нелегала из Украины -- супружеская пара. «Какое-то время они были у нас подсобными рабочими, но потом их нашла полиция. И они исчезли… » (Репортерам газеты «Дэйли экспресс» удалось установить, что супруги, о которых рассказал Доунс, получили в Великобритании вид на жительство. -- Авт. )

Роман больше общался, конечно, с работниками, приехавшими в Англию из других стран. Грязную работу в «Кафе Рояль» выполняют африканцы, китайцы, турки… Эти люди очень тепло отзываются о Копитовиче. Они вспоминают, что ни разу не видели его удрученным, опустившим руки. Роман при встрече всегда много шутил, подбадривал их. «Это был очень добрый человек. Его смерть для нас -- большое горе», -- говорят те, кто был знаком с Копитовичем в Лондоне.

РЕКЛАМА

Московскому корреспонденту британской газеты «Дэйли экспресс» и «ФАКТАМ» удалось совместными усилиями разыскать родственников Романа Копитовича.

В телефонных разговорах с женой Роман никогда не жаловался, что ему плохо в Англии

Село Черниев, где больше 20 лет проживал Роман, находится всего в полутора километрах от Ивано-Франковска. Во времена Советского Союза селяне (в Черниеве проживает около четырех тысяч человек) работали в колхозе и на многочисленных предприятиях областного центра. Однако с началом перестройки, когда вся хозяйственная система рухнула, большинство людей остались без работы. С тех пор и начались выезды за границу. В некоторых селах Иванофранковщины они приобрели столь массовый характер, что дома остались лишь пенсионеры и маленькие дети. Черниев в этом отношении тоже не исключение: здесь практически нет хаты, хозяин (или хозяйка) которой не работал бы на какой-нибудь заграничной стройке. Однако от других населенных пунктов село отличается тем, что большинству его жителей удалось выехать не в соседние Польшу, Словакию, Чехию или Россию, а в Италию, Испанию, Францию, Португалию, Великобританию и даже США. При этом на заработки устремилась не только молодежь, но и люди старшего возраста. Им даже легче открыть визу, поскольку вероятность того, что пожилые люди вернутся на родину, больше. О том, каким образом черниевчанам удается столь массово выезжать в Западную Европу, их родственники предпочитают не рассказывать. Впрочем, нетрудно догадаться, что делается это в основном через туристические фирмы. За границей туристов-заробитчан уже ожидают земляки, которые подыскивают для них рабочее место и жилье. Вряд ли стоит говорить, что подобные заработки носят нелегальный характер со всеми вытекающими отсюда последствиями.

47-летний Роман Копитович имел высшее инженерное образование. 22 года назад женился, купил дом в Черниеве и обосновался там. Последние двадцать лет работал в Ивано-Франковском спорткомплексе. Денег не хватало. Что вы хотите, две дочки-студентки!

-- Старшая, 20-летняя Наталья, учится сейчас на четвертом курсе Ивано-Франковского национального технического университета, -- рассказывает вдова Романа Светлана Копитович. -- Будет экономистом. Зоряна на два года младше сестры. Она -- студентка второго курса медицинской академии. За обучение Наташи нужно платить 3500 гривен в год, а за Зоряну еще больше -- 4500 гривен. Вот муж и решил ехать за границу. Ведь он получал здесь не больше 50 долларов в месяц. Роман не знал иностранных языков, поэтому, в какую страну ехать, для него принципиального значения не имело. Вышло так, что «подвернулась» Англия.

-- Муж уехал за границу в сентябре 2002 года. Я и не думала его отговаривать. Дома найти приличную и высокооплачиваемую работу невозможно, поэтому в селе считают: что если кому-нибудь удалось выехать за границу, значит, его семье крупно повезло. Впервые Роман позвонил домой через неделю. Сказал, что у него все нормально. Через земляков удалось устроиться подсобником на кухню в ресторане, найти жилье. Потом он звонил практически каждую неделю. Мы разговаривали по 20--30 минут о домашних делах, учебе детей, сельских новостях. Муж никогда не жаловался, что ему плохо в Англии. Наоборот, говорил, что работа нормальная, платят прилично. Он рассказывал, что снимает квартиру. Конечно, не роскошные апартаменты, однако жить можно. Я и представить себе не могла, в каких условиях ему приходилось жить все это время. В Англии он оставаться не собирался, и мы к нему не думали переезжать. Роман планировал поработать еще год, максимум два. Чувствовалось, что он очень скучает по семье. Рассказывал, что жизнь в Лондоне совсем другая. Привыкнуть к ней он так и не смог. Но и бросать все не хотел. Роман понимал, что его заработок для нас жизненно важен. Он высылал по тысяче, а то и по полторы тысячи долларов ежемесячно. Я и дочери вздохнули свободнее. Даже стали подумывать о том, чтобы купить что-нибудь в дом. Как-то сказала мужу, что хочу микроволновую печь, он не стал возражать. Мы обсудили этот вопрос, когда Роман звонил домой последний раз. Было это после праздника Святого Николая -- 20 декабря прошлого года. Мы поговорили минут 15 о разных домашних делах и попрощались. «Ну, я потом позвоню», -- сказал он и повесил трубку. Это были его последние слова…

Чтобы похоронить мужа дома, женщине необходимо найти шесть тысяч долларов

27 декабря я купила микроволновку и, счастливая, привезла ее домой. А на следующий день раздался телефонный звонок из Лондона. Я думала, что это Роман, хотела похвастаться ему покупкой… Но это был не он. Позвонили двое наших земляков, которые работали вместе с Романом, и сказали, что мужа нашли мертвым на рабочем месте. Будто у Романа схватило сердце, хотя дома он никогда на него не жаловался. Чего-нибудь более конкретного знакомые не сообщили, поскольку сами мало что знали. Пообещали лишь, что вышлют в Черниев заработанные Романом деньги. А после Нового года позвонили из посольства Украины в Великобритании. Нужно было подтверждение, что муж действительно проживал в Черниеве, и я отправила необходимые документы по факсу. Подробных обстоятельств смерти мужа в посольстве тоже не сообщили. По словам дипломатов, их выяснением занимаются правоохранительные и судебные органы, а конкретные результаты будут известны в конце января. Об условиях, в которых Роману пришлось жить и работать, я узнала недавно от совершенно посторонних людей.

Сейчас вопросами, связанными со смертью мужа, занимаются знакомые из Украины, с которыми он работал, -- продолжает Светлана. -- Основная проблема в том, где хоронить Романа. Перевозка тела в Украину, как мне сказали, стоит около трех с половиной тысяч фунтов (шесть тысяч долларов). У нас таких денег нет. Если собрать их не удастся, придется похоронить мужа в Англии даже без присутствия родных.

Роман Копитович оказался не первым черниевчанином, умершим на заработках вдали от родного дома. Полгода назад в Испании скончалась его 50-летняя односельчанка. Родные решили похоронить ее дома. А чтобы хоть немного уменьшить расходы на транспортировку, кремировали тело в Испании. Однако денег не хватило даже на перевозку урны с прахом, поэтому их пришлось собирать всем миром с помощью церкви.

-- Последние годы нашу семью одно за другим преследуют несчастья, -- говорит Светлана Павловна. -- Два года назад умер мой отец, полгода назад -- мама, а теперь -- муж. Были ли у меня какие-нибудь тревожные предчувствия? Нет. Разве что вот такой знак: 28 декабря я готовила обед и вдруг услышала слабый звон, будто что-то металлическое упало на пол. Посмотрела вниз и вижу -- мое обручальное кольцо лежит. Я даже не почувствовала, как оно соскользнуло с пальца. Раньше такого никогда не было, и меня еще кольнула мысль: к чему бы это? А вечером позвонили из Лондона и сказали, что Романа больше нет…

СПРАВКА «ФАКТОВ»

По данным уполномоченной Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой, каждый год за пределами Украины находятся на заработках пять миллионов наших граждан. Учитывая, что в Украине насчитывается 28 миллионов человек трудоспособного возраста, получается, что каждый пятый экономически активный украинец работает в другом государстве. В течение 2000-го -- первого полугодия 2002 года на территории 69 стран умерли 2442 украинца. Наибольшее число наших граждан погибли в Германии (655 человек), Португалии (297), Польше (250), Италии (204), России (143 человека).

393

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров