ПОИСК
Происшествия

«когда начался пожар в санатории и мы стали выводить детей из горящего здания, одна девочка прижимала к груди самое ценное -- кулечек с конфетами»

0:00 30 января 2004
Виолетта КИРТОКА «ФАКТЫ»
Санитарка и медсестра санатория «Дружный», что под Киевом в Буче, рискуя собой, спасли детей. Женщины, получившие тяжелые ожоги, проходят лечение в Киевской областной больнице

Пожар в детском санатории «Дружный» начался ночью 14 января. В это время в нем находилось 23 ребенка от 6 до 15 лет и две женщины -- 66-летняя медсестра Наталья Чайка и 48-летняя санитарка Анна Садовая. Благодаря тому, что женщины не растерялись, увидев пламя, все дети остались живы. Правда, две девочки 14 и 15 лет, сильно испугавшись, выпрыгнули из окна второго этажа и поломали пяточные кости. «ФАКТЫ» подробно писали о случившемся в номере за 15 января. Но помощь во время пожара понадобилась не только детям. Анна Садовая, надышавшись дыма, потеряла сознание в одном из коридоров санатория. Ее вынесла на себе хрупкая Наталья Чайка. Обе женщины стали первыми в этом году номинантами акции «Гордiсть країни», учрежденной телекомпанией «Новый канал» и редакцией газеты «ФАКТЫ».

«Если бы не Наталья Климовна, я осталась бы в горящем здании санатория»

-- Не знаю, как долго мы находились в задымленном помещении, но в какой-то момент, проверяя, не остался ли кто в детской спальне, я потеряла сознание, -- говорит санитарка Анна Садовая. -- Наталья Климовна, наткнувшись на меня, подтащила к запасной лестнице, по которой мы выводили детей. Там, вдохнув свежего воздуха, я пришла в себя. Если бы не моя напарница, я погибла бы. Не представляю, как Наталья Климовна, такая маленькая и тоненькая, тащила меня…

-- И откуда у меня только силы брались!? -- удивляется Наталья Чайка. -- Когда металась по зданию, выводя детей, помогая Анечке, чувствовала, что горы могу свернуть.

Мы проведали женщин в палате торако-пульмонологического центра Киевской областной больницы. Они, проработавшие вместе 18 лет, и в больничной палате лежат на соседних кроватях. Первую неделю после пожара Анна Садовая и Наталья Чайка в тяжелом состоянии провели в реанимации ожогового отделения. Только несколько дней назад врачи разрешили журналистам побеседовать с пациентками. Правда, разговаривать женщинам еще очень тяжело -- из-за обожженных связок они произносят слова шепотом, часто кашляют. Но то, о чем они рассказывают, страшно даже слушать.

РЕКЛАМА

-- Разбуженные дети, слыша треск огня и чувствуя запах гари, вели себя по-разному, -- рассказывает Анна Ивановна. -- Кто-то не хотел спускаться вниз в одной тапочке, но вторую в суматохе невозможно было найти. Перед глазами до сих пор стоит, как одна девочка прижимала к груди самое ценное, что могла взять с собой -- кулечек с конфетами, подаренный ей накануне во время празднования старого Нового года. Многие дети сильно кашляли: надышались обжигающим дымом.

… Пожар начался на первом этаже, где ночью никого не бывает. Как обычно, медсестра и санитарка находились рядом со спящими детьми -- их спальни расположены на втором этаже.

РЕКЛАМА

-- В это время я была в детской спальне, -- рассказывает Анна Садовая. -- У нас же санаторий психоневрологический, некоторые дети страдают энурезом. Нужно было проверить, не спит ли кто-то мокрым. Наталья Климовна наводила порядок в сестринской комнате. Неожиданно внизу раздался взрыв, я почувствовала запах дыма. Здесь, в больнице, мы все время думаем, что же загорелось. Пришли к выводу, что пожар начался в сестринской комнате. Там лопнуло дверное стекло, огонь вырвался, вспыхнула елка, загорелся потолок и деревянная лестница. Все произошло очень быстро. Когда я подбежала к лестнице, ведущей на первый этаж, она уже горела. По ней вывести детей было невозможно.

Женщины будили ребят и показывали им путь к запасной железной лестнице, крепящейся снаружи к стене корпуса.

РЕКЛАМА

-- Дети были так напуганы происходящим, что многие стали взбираться на подоконники, мы буквально сдирали их с окон, -- продолжает Анна Ивановна. -- Понимали, что они получат травмы, если прыгнут вниз. Здание-то старое, окна второго этажа находятся на большой высоте.

-- Увидев двоих детей в оконном проеме, я сдернула их оттуда с такой силой, что сама себе удивилась, -- добавляет Наталья Климовна. -- Конечно, страшно в темноте буквально на ощупь искать дорогу к спасительной лестнице, но по-другому было нельзя.

Дети спускались вниз и бежали к соседнему корпусу. Женщины же решили напоследок проверить, все ли вышли из здания. Тогда уже помощь понадобилась и Анне Садовой. Затем, спустившись со второго этажа, Наталья Чайка обнаружила на земле двух девочек, выпрыгнувших из окна и поломавших ноги. На спине она перетащила их в соседний корпус.

-- Я все спрашивала Катю: «Почему же ты выпрыгнула, почему не пошла следом за всеми детьми по лестнице?» -- говорит Наталья Климовна. -- А она: «Я боялась, что не смогу выйти вообще!»

У медсестры обожжены обе руки. Из-под бинтовых повязок видны почерневшие пальцы. Они похожи на обуглившиеся веточки дерева.

-- Когда я бежала по коридору, на меня полыхнуло пламя, и я закрыла лицо руками, вот они и обгорели, -- объяснила Наталья Климовна.

Придя следом за детьми в соседний корпус, обе женщины обнаружили, что ничего не видят. Обжигающий дым повредил роговицу глаз.

«Мы остались живы, пройдя через ад»

В результате пожара от корпуса санатория остались только стены. Команды двух специализированных машин, которым три другие постоянно подвозили воду, тушили здание всю ночь.

-- Я до сих пор по ночам вижу тот кошмар, который мы пережили, -- продолжает Наталья Климовна. -- Чувствую запах гари, слышу треск огня. Мы остались жить, пройдя через ад! Стоя на улице, страшно было смотреть на горящее здание, а ведь до этого мы находились внутри него. Мне очень грустно думать, что санаторий закроют после этого происшествия. Ведь он был действительно дружным благодаря нашему главврачу Ольге Николаевне. Она отдавала ему всю душу, коллектив был очень сплоченным. За двадцать лет существования санатория персонал практически не менялся. Мы вот с Анечкой за годы совместной работы научились понимать друг друга с полувзгляда. Может, поэтому и не растерялись во время пожара…

-- Обе женщины поступили к нам в состоянии ожогового шока, -- говорит заместитель главного врача по хирургической работе Киевской областной клинической больницы Роман Трач. -- Кроме того, они долгое время дышали горячим воздухом, который обжег дыхательные пути и голосовые связки. Поэтому их сразу положили в реанимацию. Восстановление Анны Садовой и Натальи Чайки -- длительный процесс. Пациентки постоянно кашляют. Первое время у них отделялась мокрота черного цвета, поскольку в бронхи попала сажа. Развился постожоговый бронхит, воспаление легких. И Анна, и Наталья очень слабы, потому что из-за отравления угарным газом пострадали все внутренние органы.

-- Еще два дня назад состояние этих пациенток оценивалось как тяжелое, а теперь -- средней тяжести, -- добавляет заведующая торако-пульмонологическим центром Нина Самойленко. -- Они, хоть и шепотом, но уже говорят. С каждым днем у женщин восстанавливается зрение. Десять дней они получали еду через зонд. Но так насытить организм в полной мере невозможно. Теперь же им разрешили есть жидкую и протертую пищу. Можно сказать, пациентки идут на поправку.

-- Если бы у Анны и Натальи было время в той ситуации найти кусок ткани, намочить ее и прижать к лицу, верхние дыхательные пути не так были бы обожжены, -- говорит Роман Трач. -- Но во время пожара женщины думали не о себе, а о спасении детей. И это, конечно же, делает им честь.

-- Я представляю ужас родителей, которым сообщили о пожаре в санатории, куда они отправили детей набраться сил, -- говорит Анна Ивановна. -- Они доверили ребят нам. Поэтому мы не раздумывали -- спасали. У меня самой двое детей. Сыновьям сейчас 28 и 26 лет. Когда они были маленькими, я их тоже отправляла на отдых в пионерские лагеря. И всегда надеялась -- если что, помогут находящиеся рядом взрослые.

У Наталья Климовны тоже двое взрослых сыновей, уже есть двое внуков.

-- Наши родственники понимают, что мы не могли поступить иначе, -- говорит Наталья Чайка. -- Знаете, это мы вам так долго рассказываем о случившемся. А ведь все происходило очень быстро.

… В конце прошлого года впервые в Украине прошла акция «Гордiсть країни», в которой награждали наших соотечественников, достойных восхищения. О том, что таких людей в нашей стране немало, красноречиво говорит этот случай. Поступок двух женщин, оставшихся в эпицентре пожара вместе с детьми и не растерявшихся, не поддавшихся панике, достоин подражания. Анна Садовая и Наталья Чайка стали первыми номинантами акции «Гордiсть країни» 2004 года. Думается, родители детей, выведенных из горящего санатория, согласятся с нашим мнением.

403

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров